Своим появлением на свет Шэньчжэнь обязан отцу китайского экономического чуда, великому архитектору китайских экономических реформ Дэну Сяопину. Тот не стал дожидаться, когда британская колония Гонконг вернется в лоно Китая (до этого радостного и исторического события товарищ Дэн не дожил всего год) и решил построить свой Гонконг. И не где-нибудь, а прямо на границе с британской колонией. Впрочем, сделано это было отнюдь не по идеологическим или политическим соображениям. Шэньчжэнь вырос не столько на китайские, сколько на гонконгские деньги. Но об этом чуть позже.
А Дэн Сяопина в Шэньчжэне помнят и чтут. Повсюду можно встретить плакаты с его изображением, а в парке Ляньхуашань стоит памятник Дэну.
До границы на метро
В Шэньчжэнь мы ехали из Гонконга. Этот переход границы – самый необычный в моей жизни. В Шэньчжэнь можно добраться на … обыкновенном метро MTR. Доезжаете до станции Ло У (Lo Wu), заходите в здание вокзала и вот она - граница с Китаем. Сначала мы без всяких проблем прошли гонконгский погранконтроль, потом по залу через магазины Duty Free перешли на китайскую территорию. Штамп в паспорт и мы в Поднебесной. Вышли на улицу и очутились в привычном для нас Китае – с хаосом и грязью. Хотя Шэньчжэнь считается витриной Китая. Впрочем, мусор я видел только на вокзале. Сам город оказался очень чистым.
Китайско-гонконгская граница, наверное, одна из самых оживленных в мире. Ежедневно ее пересекают в обоих направлениях около 20 тыс. транспортных средств. А за год через различные пограничные пункты (всего на границе шесть контрольно-пропускных пунктов) проходит порядка 150 млн. человек!
Apple: сделано в Шэньчжэне
Как уже говорилось выше, старт бурному развитию Шэньчжэня дал тогдашний руководитель КНР Дэн Сяопин, который избрал его в качестве месторасположения одной из специальных экономических зон в рамках нового курса рыночных реформ в Китае. Шэньчжэнь – одна из первых СЭЗ в Китае наряду с Чжухаем, Шаньтоу и портом Сямэнь в провинции Фуцзянь.
Изначально в январе 1979 года китайская госкомпания China Merchants с целью привлечения гонконгских бизнесменов создала в Шэкоу (Наньшань) промышленную зону, а в марте 1980 года центральные власти официально одобрили создание Шэньчжэньской СЭЗ.
Благодаря масштабным иностранным и государственным инвестициям за довольно короткий период времени город превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр экономического региона дельты Жемчужной реки и всей страны в целом. С 1980 по 1999 годы прирост валового продукта в Шэньчжэне составлял в среднем 31%, экспорт увеличивался в среднем на 42% в год. В октябре 1999 года в Шэньчжэне состоялась первая Китайская ярмарка высоких технологий, ставшая с тех пор ежегодной.
Сегодня Шэньчжэнь - один из наиболее динамично развивающихся городов Китая, крупнейший среди китайских городов по объёму экспорта. Это также своеобразные ворота для привлечения инвестиций и новых технологий в Китай. Огромная площадь к северу от Шэньчжэня представляет собой один из самых эффективно и активно работающих суперзаводов, производящих абсолютно всё. Здесь изготавливается больше 30% всей брендовой одежды мира, почти вся продукция Apple.
Город для людей
Шэньчжэнь, конечно, впечатляет. В первую очередь, количеством небоскребов. Шэньчжэнь входит в десятку городов мира с самым большим числом небоскрёбов. В 2011 году был сдан 100-этажный небоскреб «Kingkey 100» высотой 442 м. Но это, как говорится, не предел. В городе возводятся комплекс зданий Международного финансового центра Пинань (Pingan International Finance Centre), который будет включать 115-этажную башню высотой 648 метров и 66-этажную башню высотой в 307 метров, а также 85-этажный East Pacific Center высотой 306 метров. Строительство должно закончиться в 2015 году, после чего здание должно стать высочайшим в Китае, превзойдя Шанхайскую башню, и вторым по высоте в мире до сооружения после 2016 года «Башни Индия» в Мумбае.
Однако в отличие от того же Гонконга, в Шэньчжэне небоскребы на тебя не давят. Нет ощущения, что ты в каменных джунглях. И вообще, здесь человеку комфортно и хорошо. Город утопает в зелени, много скверов и парков. Здесь чистые улицы, хорошие дороги, общественный транспорт работает как часы, преступности нет. И вовсе не случайно Шэньчжэнь вошел в список самых чистых и удобных для проживания городов мира. В Китае таких всего два – Далянь и собственно Шэньчжэнь. К слову, в России – ни одного.
Лучшую панораму Шэньчжэня можно увидеть со смотровой площадки одного из самых высоких зданий города - башни Шунь Хин (высота 384 метра).
Отсюда хорошо видно, как геометрически правильно расчерчен город. Здесь прямоугольная планировка улиц, поэтому заблудиться в Шэньчжэне сложно.
Отдельно хочется сказать о шэньчжэньском метро. Оно простое, понятное и удобное. Билеты можно купить либо в кассе, либо в автомате. Тыкаешь на карте на экране на станцию, до которой тебе надо добраться и высвечивается сумма проезда. Кидаешь деньги - получаешь билет. В поездах все объявления дублируются на английском, но он такой ужасный, что ничего не понять. Но над выходом из вагона есть световое табло, на котором все нарисовано и написано. Правда, если в самом метро все понятно, то вот с выходами есть проблемы. На одной из станций все выходы были прописаны только на китайском. Куда идти, не понятно. Да и названия станций – язык сломаешь. Впрочем, это характерно для всех китайских городов.
Вокруг света за один день
Шэньчжэнь – город молодой. Именно этим объясняется то, что здесь в отличие от других городов Китая никаких старинных достопримечательностей и исторических памятников нет. Но это не значит, что здесь абсолютно нечего смотреть и делать.
На юго-западе города расположен Дапенгский залив, пляжи которого привлекают туристов. А еще Шэньчжэнь известен своими тематическими парками. Самые знаменитые и популярные - «Великолепный Китай» (Splendid China), «Окно в мир» (Window of the World) и «Счастливая долина» (Happy Valley). К сожалению, у нас времени на посещение всех парков не было. А потому мы остановили свой выбор на парке «Окно в мир».
Он открылся в 1994 году в районе Наньшань. Здесь на площади в 48 гектаров представлены копии многих достопримечательностей мира.
Входной билет стоит 120 юаней. Потом, правда, выяснилось, что внутри парка за все аттракционы и прочие развлечения надо платить отдельно. Да, это вам не Ocean Park в Гонконге, где купил билет и дальше деньги тратишь только на еду.
Парк «Окно в мир» просто огромный. Территория разделена на 9 основных частей: Мир, Азия, Океания, Европа, Америка, Центр современной науки и технологии, Парк скульптур, Международная улица. В центре парка возвышается 108-метровая копия Эйфелевой башни. За 20 юаней можно на лифте подняться на смотровую площадку и посмотреть на весь парк с высоты птичьего полета.
Мы начали осмотр с Азии – Королевский дворец в Бангкоке, Ангкор-ват в Камбодже, корейские и японские дворцы. Некоторые копии очень правдоподобны.
Далее перебрались в Европу. Тут тебе и лондонский Биг Бен, и парижская Триумфальная арка, и римский Колизей, и греческий Акрополь. Нас, конечно, повеселили копии Кремля и собора Василия Блаженного, который по-английски звучит Basil The Blessed. Есть еще копии деревянных домиков «а-ля Кижи».
Под вечер оказались на какой-то европейской улочке, напомнившей мне уголок Бельгии или Франции. Очень уютное и красивое место.
Также впечатлила «Стена цивилизации» (Wall of World Civilization) - вся история человечества высечена в камне.
А еще в парке есть огромный крытый каток и снежная горка, где можно покататься на санках.
Когда стемнело, зажглись миллиарды огней иллюминации, повсюду звучала приятная романтическая музыка. В этот момент абсолютно не хотелось покидать парк. Здесь действительно здорово. И даже ливший в течение всего дня дождь не испортил впечатление от посещения парка.
Россиянам будет также любопытно побывать в военном тематическом парке «Ситик Минск Уорлд» (CITIC Minsk World), открытом в 2000 году в районе Яньтянь. Главной достопримечательностью парка является бывший советский и российский авианосец «Минск». Некогда флагман Тихоокеанского флота, в 1995 году «Минск» был списан и продан на металлолом в Южную Корею за 4,2 млн. долларов. А корейцы перепродали авианосец в Китай уже за 16 млн. долларов. «Минск» встал у причала в пригороде Шэньчжэня и использовался как военный музей и парк развлечений. Правда, новым владельцам - компании Minsk World Industries - счастья он не принес. Компания так и не смогла расплатиться по крупному кредиту, взятому на обустройство корабля, и в марте 2005 года была признана банкротом. «Минск» купила другая китайская компания Citic Shenzhen, которая инвестировала средства в превращение «Минска» в суперсовременный развлекательный центр.
На следующий день мы покидали Шэньчжэнь. Два дня конечно очень мало для этого города. Сюда нужно приезжать минимум на неделю. Не спеша погулять по улицам и скверам, полюбоваться городом с верхотуры небоскребов, поваляться на пляжах, побродить по многочисленным торговым центрам, побывать во всех тематических парках. Шэньчжэнь показался мне каким-то искусственным. Но при этом у него есть свое очарование.
И в заключение еще подборка фотографий из парка "Окно в мир"