Вообще-то в середине июля (а именно в это время я прибыл в Страну Восходящего солнца) лучше всего изучать пляжи, а не храмы и замки. Тем более, в Японии, где летом ощущаешь себя словно в бане. Но от жары можно спрятаться не только в море, но и в горах. Более того, в середине июля я смог найти снег! Было весьма непривычно бегать по сугробам в шортах и футболке.
А вообще, чтобы прикоснуться к древней истории, побывать на священной горе и полюбоваться великолепными видами – вовсе не обязательно ехать в Киото или Токио и карабкаться на Фудзияму. Все это можно найти на япономорском побережье – в районе Хокурику-Синъэцу.
В саду шести достоинств
Мое путешествие по району Хокурику-Синъэцу началось в административном центре префектуры Исикава - городе Канадзава. По японским меркам город не самый большой (около 600 тысяч жителей). Но, как говорится, мал, да удал.
Канадзава - один из исторических центров страны, ставший таким еще во времена самураев. В течение более чем 600 лет Канадзава не видел ни одной войны. Это позволило городу сохранить исторические достопримечательности и многовековые традиции, которое многие японские города в наши дни утратили. Здесь многое напоминает о былой Японии. Правда, главную свою историческую реликвию жители Канадзавы не уберегли. Речь о замке в центре города, построенном еще в 1592 году князем Маэда. В 1881 году большая часть замка сгорела. Сохранившиеся до настоящего времени Исикавские ворота и крепостная стена напоминают о бывшем богатстве князя Маэда. Впрочем, замок Канадзава постепенно восстанавливают. Заново возвели одно из строений, потратив на это почти 5 миллиардов йен (свыше 50 млн. долларов).
Напротив замка, буквально через дорогу – вход в парк Кенрокуэн. Это один из трех самых известных и красивых парков Японии (наряду с парком Кайракуэн в городе Мито и парком Коракуэн в городе Окаяма). Сад Кенрокуэн создавался начиная со второй половины XVII века постепенно на протяжении примерно 170 лет. На него шли огромные денежные средства из казны местных феодальных князей.
Изначально сад был предназначен для обитателей замка Канадзава, но к 1819 году его расширили, а в 1871 году открыли для посещения публики. На площади 100 гектаров растут 12 тысяч деревьев 150 разновидностей, а также здесь есть искусственные холмы, пруды, водопады, каналы, мосты. Это настоящий шедевр ландшафтного дизайна.
Название Кенрокуэн означает «Сад шести достоинств», под которыми подразумеваются простор, спокойствие, древность, красивые виды, утонченный дизайн и прохлада от воды. Эти шесть элементов, по мнению японцев, представляют идеальную концепцию парка. И все это действительно можно здесь увидеть и ощутить. Гулять по парку очень приятно. Наступает какое-то умиротворение. И трудно поверить, что ты находишься в центре города. А еще поразило то, как бережено японцы относятся к природе. Несколько немолодых работников чуть ли не на коленях ползали по газонам и вычищали от лишнего мусора в буквальном смысле каждую травинку.
Как рассказал наш гид, в прошлом году парк Кенрокуэн посетили 1,8 млн. туристов. Правда, иностранцев из них всего 100 тысяч. При этом половина - 50 тысяч – с Тайваня. Из России в парке побывало всего 700 туристов. Жаль. Парк достоин того, чтобы в нем побывать.
Дома гейш и кварталы самураев
В Канадзаве есть еще немало чего интересного. Например, самурайский квартал Накамати. В эпоху Эдо здесь проживали воины, служившие клану Кага.
Некоторые дома здесь сохранились в первозданном виде. Один из самурайских домов – дом Номура - открыт для посещения.
Внутри небольшой музей, а во дворе дома - маленький сад камней с ручейками и водопадами. Даже в летний зной здесь прохладно и спокойно.
Также в Канадзаве сохранились три района гейш: Кадзуэ-мати, Ниси-тяя-гай и Хигаси-тяя-гай. Последний считается самым интересным: старинные деревянные домики, построенные еще в XIX веке, уличные фонари. И гостей, как и раньше, развлекают гейши. Вечером можно заглянуть в один из таких чайных домиков и посмотреть представление.
Еще одна достопримечательность города - храм Мёрюдзи. Он еще известен как Ниндзядэра – Храм ниндзя. Поначалу кажется, что в нем нет ничего особенного, Но гуляя по храму, понимаешь насколько это уникальное строение. Храм, построенный еще в 1640 году, это лабиринт из 21 комнаты, потайных лестниц, замаскированных люков. Ниндзя тренировались здесь в искусстве шпионажа.
Канадзава славится своими традиционными ремеслами. Например, производством
лакированных изделий, изделий из сусального золота, изготовлением деревянной посуды. Мы же заглянули в мастерскую по раскрашиванию тканей и кимоно Кага-Юдзен. Этим ремеслом здесь занимаются уже сотни лет.
Я же не упустил возможность примерить настоящее кимоно. Сначала на меня надели один халат, затем другой, сверху еще и третий. Затем все это подпоясали специальным поясом, а сверху надели еще короткую куртку. На ноги – носки и сандалии-гэта.
Выйдя на улицу, я уже через пару минут изнывал от жары. И как раньше ходили в таких нарядах?!
И в Японии есть Альпы
Представлять префектуру Тояма приморцам не надо. Долгие годы Владивосток и порт Фусики связывала морская линия. Правда, большую часть приезжающих в Тояму «туристов» интересовали лишь местные авторынки и авторазборки, нежели природные красоты и туристические достопримечательности.
Префектура Тояма хороша в любое время. Более того, за один день здесь можно искупаться в море и побегать по заснеженным вершинам. Именно на территории префектуры Тояма находится гора Татэяма – самая высокая точка Японских Альп (в Японии тоже есть Альпы!) и вторая по высоте гора Японии (после Фудзиямы). Даже в июле на склонах горы лежит снег.
Татэяма считается священной горой и каждый японец хоть раз в жизни должен побывать на ней. Татэяме посвящены картины, японские гравюры, традиционные японские трехстишья. Горные пики Татэямы изображены даже на гербе префектуры Тояма. Священное и трепетное отношение вылилось в то, что гора стала заповедной. Но вовсе не закрытой для туристов. При этом вершина Татэямы доступна для туристов лишь с апреля по ноябрь. Самый массовый наплыв приходится на апрель-май, когда туристы едут посмотреть на снежный коридор «Юки-но-Отани» или как его называют еще – «Великая снежная стена». В многометровой толще снега пробита дорога. Иногда высота снежных стен достигает 20 метров.
Летом приезжает много школьников, которые ходят в походы по проложенным по склону горы маршрутам. 90 процентов туристов – сами японцы. Среди иностранцев преобладают представители Тайваня, Кореи и Гонконга. Русские, да и вообще европейцы, здесь пока редкие гости.
Бизнес на экологии
Через горные склоны, вершины и ущелья Японских Альп проложен знаменитый туристический маршрут Tateyama-Kurobe Alpine Route (Альпийский маршрут Татэяма-Куробэ) длиной почти 32 километра, который туристы покоряют сразу на нескольких видах транспорта. Любопытно, что изначально автомобильная и канатная дорога и фуникулер строились вовсе не для туристических, а экономических нужд. В середине 60-х годов на реке Куробэ решили построить плотину. Для того, чтобы доставлять стройматериалы внутри горы пробили тоннель. После окончания строительства дамба также стала туристическим объектом, частью Альпийского маршрута. Трепетно относящиеся к природе японцы гордятся тем, что дамба очень изящно и гармонично вписалась в природный ландшафт. Вообще, поражаешься с того, как японцы относятся к природе.
Представитель компании Tateyama-Kurobe Alpine Route Рёта Нисияма рассказал просто удивительные вещи:
- Въезд на собственном транспорте на гору запрещен. Для доставки туристов на вершину используются автобусы или с электрическим, или с гибридным двигателем.
Делается это для снижения выбросов углекислого газа. На вершине горы – на станции Муродо – все сточные воды предварительно очищаются. Весь мусор свозится вниз. Также как и грязная посуда, которая на вершине не моется. Некоторые продукты проходят первичную переработку внизу. К примеру, рыба в кафе на вершине горы доставляется уже частично очищенная.
А еще туристов призывают весь мусор забирать с собой. Приехали на гору с пакетиками и бутылочками, извольте забрать их собой обратно вниз. Впрочем, японцев призывать это делать вовсе не обязательно. На содержание парка тратятся огромные средства. Но и зарабатывает на туризме немало. Ежегодно Альпийский маршрут посещает свыше 1 миллиона туристов. Умножьте на стоимость билета (8,5 тысяч йен или примерно 90 долларов) и оцените доход. И это только билеты. А есть еще гостиницы на вершине горы, где стоимость проживания не менее 150 долларов, многочисленные кафе и рестораны, сувенирные магазинчики, которые приносят в казну еще не один миллион долларов.
Крыша Японии
Конечная станция Альпийского маршрута – станция Омати в префектуре Нагано. Это – самая высокогорная префектура страны, которую даже называют «крышей Японии».
При слове «Нагано» первая ассоциация – Олимпиада. Действительно, в 1998 году эта префектура принимала зимние олимпийские игры. Сегодня бывшие олимпийские объекты превратились в туристические. Нагано – Мекка для любителей зимних видов спорта. Покататься на горных лыжах сюда едут со всей Азии. Здесь около 100 лыжных баз. Самый знаменитый, безусловно, курорт Хакуба. Точнее говоря, это не один, а шесть горнолыжных комплексов, расположенных вокруг одноименного городка.
Но неправильно думать, что Нагано – это одни горнолыжные курорты и зимний отдых. Весной, летом и осенью местные горные склоны популярны среди любителей походов и горных восхождений. Горные реки облюбовали любители рафтинга.
Одно из самых живописных мест в префектуре Нагано и во всей Японии - долина Камикочи, вид которой можно встретить во всех рекламных буклетах.
В центре префектуры расположен город Мацумото, бывший когда-то призамковым городом. Здесь находится замок Мацумото, построенный в ХVI веке и имеющий статус национального сокровища.
Один из символов префектуры Нагано – древний буддийский храм Дзэнкодзи, основанный, по преданию, в VII веке. Говорят, что все, кто посетит этот храм, независимо от вероисповедания, попадут в райскую Чистую Землю. Поэтому у японцев есть поговорка: «Хоть раз в жизни, но приди в храм Дзэнкодзи». Так, что будете в Японии, наведайтесь в префектуру Нагано. Тем более, что, несмотря на горную изоляцию, добраться сюда несложно. Специально к Олимпиаде была построена скоростная железнодорожная линия «Хокурику Синкансэн», соединившая Нагано и Токио. И теперь домчаться в Нагано из столицы можно всего за 1,5 часа.
Снежная страна
И все же горнолыжной столицей Японии следует признать вовсе не олимпийский Нагано, а соседнюю префектуру Ниигата. Во-первых, это один из наиболее снежных регионов в мире. Ниигату в Японии даже называют «Юкигуни» - «Снежная страна» в честь одноименного произведения нобелевского лауреата в области литературы Ясунари Кавабата. Во-вторых, здесь находится самый популярный горнолыжный курорт в Японии – Наэба. За сезон его посещают около 2 миллионов любителей горнолыжного спорта. Наконец, префектура Ниигата – родина лыжного катания в Японии. В 1911 году в местечке Мёко австрийский майор Теодор фон Лерх, обучавший японских солдат, дал несколько уроков катания на лыжах. Так что в этом году в Японии будет отмечаться 100-летие лыжного катания. По всей стране будут проводиться различные фестивали. А символом и талисманом празднования будет тот самый бравый усатый майор, на японский лад прозванный Лерх-сан.
Ниигата действительно лыжный край. В префектуре более 60 горнолыжных курортов, на которых кататься можно вплоть до мая месяца.
Два самых известных и посещаемых лыжниками места – это район Мёко на юго-западе префектуры и район Юдзава на юге, где и находится курорт Наэба. Я, к сожалению, побывал в этих местах летом, когда по склонам гор не носились лыжники, а медленно прогуливались любители гольфа. Но оценить инфраструктуру удалось в полной мере.
В районе Мёко насчитывается девять оборудованных зон для катания на лыжах. Некоторые трассы протяженные и широкие, другие более деликатные, вьющиеся среди буковых лесов. В общем, для каждого найдется своя трасса – и для новичков, и для профессионалов.
В Мёко я остановился в отеле «Акакура Канко», пристроившийся на склоне горы Мёко (2454 м) на полпути к вершине на высоте примерно 1000 метров.
«Акакура Канко» был построен еще в 1937 году и стал первым горнолыжным курортом в этих местах. В 50-х годах отель сгорел и был восстановлен в прежнем виде.
Проживание в отеле не самое дешевое - 16 тысяч йен (почти 170 долларов) с завтраком и 23 тыс. йен – с завтраком и ужином. Но даже летом здесь мало пустующих номеров. Сюда приезжают поиграть в гольф или просто провести уик-энд вдали от городской суеты, погулять по горным тропинкам и лужайкам.
Что выгодно отличает многие горнолыжные курорты Японии, так это то, что после дня, проведенного на снежном склоне, вечером можно понежиться в «онсэне». Многие отели построены на горячих источниках. Не исключение и отель «Акакура Канко». В 2009 году здесь открылось новое крыло – со спа-салонами, банями и онсэнами. Приятно после активного дня полежать в горячей ванне на открытом воздухе (ротэнбуро), наслаждаясь живописными горными пейзажами. Кстати, ротэнбуро есть и в некоторых номерах отеля.
Если судьба занесет вас в Мёко весной, обязательно выберитесь в городок Дзёэцу, до которого 40 минут езды на автомобиле. Здесь находится парк Такада - одно из трех лучших мест для любования сакурой. И самое лучшее, по утверждению японцев, для ночного любования, когда деревья подсвечены бумажными фонариками. Весной с началом цветения сакуры в парк Такада устремляются тысячи японцев и иностранных туристов. Японцы приезжают семьями и целыми рабочими коллективами, устраиваются на лужайках прямо под деревьями, пьют сакэ и, конечно же, любуются сакурой.
Самая-самая Наэба
Городок Юдзава летом напоминает сонное царство. Но с наступлением зимы он оживает. Ведь именно здесь находится один из самых известных и популярных горнолыжных курортов Японии – Наэба, на котором не раз проводились этапы Кубка мира по горным лыжам, состязания по сноуборду. Здесь лучший в Японии снег (свой роман «Снежная страна» Ясунари Кавабата писал именно в Юдзаве), 45-градусные склоны, 27 трасс, самая длинная из которых – длиной 4 километра. У подножия горы расположены многочисленные отели, в том числе и самый большой в мире горнолыжный отель. Вообще, в Наэбе все самое-самое. Здесь и самая длинная канатная дорога в мире. Она протянулась на 5,5 км и соединяет Наэба с другим горнолыжным курортом Тасиро. Называется эта канатка «Драгондола». Мне прокатиться на ней не довелось, но зато я поднялся в горы по другой примечательной канатной дороге. Гондола, поднимающая туристов наверх, может одновременно вместить 166 человек! Это фактически подвешенный автобус или вагон трамвая. Несмотря на лето, кабинка была прилично заполнена. Туристы поднимаются на гору полюбоваться горными пейзажами и великолепными видами на простирающийся внизу город Юдзава.
Кстати, Юдзава славится не только своими горами и лыжными курортами, но и … сакэ. Здесь расположен завод «Сиратаки» - один из самых известных в стране производителей сакэ. Секрет популярности местного сакэ в том, что при его приготовлении используется чистая горная вода Ниигаты и выращенный на этой воде рис. Купить местные сорта сакэ можно во всех сувенирных лавках Юдзавы, а на станции синкансена Эчиго-Юдзава есть даже музей сакэ «Понсюкан», где представлено почти 200 сортов этого напитка.
В специальном отделе Кикидзаке за 500 йен можно и продегустировать любые пять из представленных 96 видов сакэ.
Здесь же предлагается особая закуска для сакэ: соль с различными добавками – нори, имбирем, специями и так далее.
Напробовавшись сакэ с самыми разными вкусами, я в хорошем настроении поспешил на поезд. Юдзава – последняя точка моего путешествия по району Хокурику-Синъэцу. Скоростной поезд синкансэн уже через час доставил меня в столицу Японии – бурлящий мегаполис Токио.