На юго-востоке страны, в провинции Северная Кёнсан, расположен город Кёнджу. Далеко не самый крупный город. Между тем, Кёнджу – один из основных туристических центров, второй по посещаемости город в Южной Корее после Сеула. Ежегодно сюда приезжает более 5 млн. туристов. Когда-то Кёнджу был столицей древнекорейского государства Силла (57-935 гг. н.э.) и одним из самых процветающих городов Восточной Азии. С тех пор в городе осталось множество памятников истории и культуры. После падения династии Силла город постепенно утратил своё значение. Но в последние годы за счет туризма Кёнджу снова переживает период подъема. При этом интересен не только сам Кёнджу, но и маленькие городки и деревушки вокруг. Впрочем, обо всем по порядку.
Все для туристов
В Страну утренней свежести я приехал по приглашению Национальной организации туризма Кореи. Повод – более чем приятный. Летом 2010 года на очередной сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО был обновлен Список Всемирного наследия, в который были внесены пятнадцать культурных объектов. Среди них - древние деревни Хахве (Hahoe) и Яндон (Yangdong) в Южной Корее. Вот корейцы и решили показать эти деревушки иностранным журналистам.
Наша группа оказалась интернациональной и весьма разношерстной. Француз Жан-Бернар представился как travel writer - пишет и фотографирует для самого известного и популярного путеводителя мира – Lonely Planet. Американка Мариан Голдберг – специалист в области туристического маркетинга, постоянно колесит по миру. Недавно была в Китае, теперь вот Корея, а уже через две недели ей предстояло снова лететь из Нью-Йорка в Японию. Синтия Дэвид из Канады – food writer – пишет о кухнях разных стран. Наконец, Малте Колленберг – немец, живет в Корее, работает в Сеуле в информационном агентстве. Интернациональное общение скрашивало утомительные переезды по стране. Хотя утомительное – слово чересчур сильное. Дороги в Корее – ровные как бильярдный стол. Так что спится в автобусе хорошо.
Кстати, об автобусах. Как известно 2010 год был объявлен «Годом посещения Кореи». По такому случаю власти Южной Кореи специально для туристов запустили бесплатные автобусы, курсирующие между Сеулом и двумя городами – Чонджу и Кёнджу. Путешествие организовано с максимальным комфортом: в автобусе оборудованы персональные DVD-системы с наушниками, предоставлены туристические брошюры, есть даже доступ в интернет. В общем, все для туристов, лишь бы приезжали.
Город-музей Кёнджу
Из Сеула до Кёнджу примерно 5 часов езды. Правда, путь наш лежал дальше, а потому увидеть город довелось лишь через стекло автобуса. А жаль. Ведь Кёнджу называют городом-музеем. К примеру, очень хотелось увидеть визитную карточку города – башню-обсерваторию Чомсондэ. Это одна из старейших сохранившихся астрономических обсерваторий в Восточной Азии. Также в окрестностях Кёнджу расположено множество гробниц правителей Силла. Одно из погребений - гробница вана (правителя) Мунму, умершего в 681 году – находится в … море. Мунму, первый ван Объединённого Силла, пожелал быть похороненым там для того, чтобы после смерти стать драконом, охраняющим Силла с берега.
Но посещение этих достопримечательностей придется отложить до следующего раза. А пока нас ждали храм Соккурам и монастырь Пульгукса – первые достопримечательности в Корее, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1995 году).
Храм-пещера
От автопарковки минут десять прогулки по дорожке вдоль обрыва и вот мы в Соккураме.
Соккурам – это храм-пещера, внутри которой сидит Будда. На родине буддизма в Индии храмы иногда размещались в пещерах. Вот и жители королевства Силла решили построить пещерный храм. Но техника горных работ не позволяла в то время выдолбить в твердой породе помещение больших размеров и поэтому строители соорудили искусственную пещеру, в которой и разместили храм. Уникальность пещеры была в том, что здесь по необъяснимой причине микроклимат поддерживался сам собой: происходила естественная вентиляция воздуха и конденсация влаги. Над входом в пещеру было устроено отверстие, через которое поступал воздух и свет. Света, проходящего через отверстие, хватало для освещения всего храма. Но в 1913-1915 году, японцы, аннексировавшие Корею, решили провести реконструкцию пещеры: отверстие закрыли, а саму пещеру укрепили слоем цемента. В итоге уникальный баланс был нарушен и началось разрушение статуи и грота. Сейчас микроклимат поддерживается искусственно, а пещеру пришлось отгородить стеклом. Правда, раз в год, 22 декабря в день зимнего солнцестояния, двери храма распахиваются на восходе, чтобы верующие могли встретить восходящее солнце вместе с Буддой.
Внутри храма запрещено фотографировать. Но я изловчился и тайком щелкнул висящим на шее фотоаппаратом. Что впрочем, делали и другие туристы.
Трехметровый Будда Шакьямуни сидит, как положено, в позе лотоса и смотрит на восток, в сторону моря, которое можно увидеть в хорошую погоду. Будда призван защищать страну от захватчиков. Учитывая, что смотрит он в сторону Японии, не трудно догадаться, кто был главным врагом в то время. Помимо собственно Будды ценность представляют скульптуры, украшающие стены грота – более четырех десятков статуй и барельефов, изображающих различные божества буддийского учения.
Из мира людей – в мир Будды
Храмы Соккурам и Пульгукса были построены в одно время (774 год) и представляют собой единый храмовый комплекс.
Название храма Пульгукса переводится как «Храм земли Будды». Строительство столь грандиозного по тем временам комплекса, по замыслу, должно было отражать стабильность и процветание правящей династии королевства Силла. За свою более чем тысячелетнюю историю монастырь Пульгукса пережил многое. В 1593 году были сожжены все деревянные строения. В последующие два столетия было предпринято около 40 попыток восстановления Пульгукса. Но в итоге он был отстроен практически заново в ходе реконструкции в 1969-1973 гг. Сегодня монастырь считается национальной исторической достопримечательностью Кореи номер один. На его территории находится более десятка реликвий, имеющих статус «национальное сокровище Кореи».
В главный храм ведут каменные лестницы, которые носят красивые названия – «Лотос», «Семь сокровищ», «Белые облака» и «Голубые облака».
Считается, что эти лестницы-мосты связывают мир людей с миром Будды. Вход в храм также носит поэтическое название – «ворота Фиолетового тумана». Проход через эти ворота символизирует, что пришедший распрощался с земными страданиями и пришел в мир Будды.
Правда, туристы входят в храм с бокового входа. Лестницам уже как-никак 1200 лет и они просто могут не устоять под напором сотен тысяч туристов.
Внутренняя часть монастыря представляет собой несколько дворов с павильонами и галереями. В главном дворе Пульгукса расположен павильон Тэунджон, а также стоят две каменные пагоды – Таботхап и Соккатхап, символизирующие мужское и женское начало Инь и Янь. Трехярусную пагоду Таботхап когда-то «охраняли» четыре каменных льва, но сохранился только один. Второй находится в Британском музее в Лондоне, а про оставшихся двух ходили слухи, что их видели в начале XX века в одном из ресторанов Токио. Но насколько эти слухи соответствуют действительности - неизвестно.
Пагода Соккатхап символизирует бесконечность буддизма и самого Будду в бесконечности познания.
Я бесконечность не познал, но почти достиг просветления. Во всяком случае, гуляя по монастырю, забываешь о мирской суете и заботах. Может поэтому и устремляются тысячи корейцев каждые выходные в этот и другие буддистские монастыри. А иностранцы приезжают на так называемый templestay – пожить дня три в монастыре жизнью буддистских монахов.
Все, как и 500 лет назад
Как уже говорилось, главной нашей целью было посещение двух исторических деревень, новоиспеченных обладателей званий «Всемирное наследие ЮНЕСКО».
В Южной Корее в настоящее время шесть деревень-музеев, в которых можно посмотреть, как корейцы жили в прошлом. Причем, в данном случае имеются в виду не просто музеи под открытым небом, а именно жилые населенные пункты, где по-прежнему живут люди, отчасти сохраняя свой старый уклад и традиции. В провинции Кёнсан сразу две таких деревушки.
Деревни Хахве и Яндон имеют многовековую историю. Согласно традиции, существовавшей в государстве Чосон, в подобных деревнях жили представители одного рода, носившие одну и ту же фамилию. Располагались они в живописных местах - лицом были обращены к реке или ручью, а позади возвышались холм или гора. Дома и поля располагались так, чтобы жизнь селян протекала как можно более гармонично. Постройки в Хахве и Яндон, а также традиционный жизненный уклад бережно сохраняются такими, какими они были сотни лет назад. Фонд ЮНЕСКО, как было сказано в документе, «оценил фольклорные деревни Хахве и Яндон как хорошо сохранившиеся исторические памятники культуры конфуцианской элиты, демонстрирующие также уникальную структуру традиционных построек и предметы быта эпохи Чосон, а также представляющие собой архитектурные памятники жилых домов, конфуцианских учебных заведений и павильонов для обучения и отдыха».
Деревня по фэн-шую
История деревни Яндон берет начало почти 500 лет назад, когда в этих местах построили свои дома члены фамильных кланов Сон и Ли. Деревня была построена в соответствии с принципами фэн-шуй. Позади нее возвышается гора, а лицом она обращена к реке – это считалось наиболее благоприятным расположением построек. Говорят, что именно поэтому здесь родилось много талантливых людей. Во времена государства Чосон 70% конфуцианских ученых мужей из провинции Кёнсан происходили именно из Яндона.
Деревня раскинулась на склоне холма и у его подножья. При этом на самом верху располагались дома знатных людей, а у подножия - жилища простолюдинов, в основном крытые соломенной крышей.
В тех местах, откуда открывается хороший вид на окрестности, построены беседки и павильоны. Как и в былые времена, в павильонах собираются почтенные старики, чтобы провести время за разговорами и традиционными развлечениями конфуцианской знати – каллиграфией и чтением стихов. Так что в Яндоне можно увидеть не только старую деревенскую архитектуру и природные красоты, но и приметы традиционного образа жизни людей времен династии Ли.
А еще можно попробовать традиционные корейские блюда. Нам на обед подали запеченный в листьях лотоса рис с овощами и черными бобами. А запивали все это дело местной брагой из риса.
Хозяин постоялого двора, выходец из этих мест, в свое время был жокеем, потом работал в строительной фирме, а затем вернулся домой – продолжать дело предков.
В Яндоне всегда много туристов. В основном, это корейцы. Но, бывает, заносит и иностранных гостей. Местные жители любят вспоминать, например, что в 1993 году деревню посетил английский принц Чарльз. Кроме того, Яндон полюбили и кинематографисты, снимающие исторические здесь картины.
Столица корейского духа
Ночевка нам предстояла в городке Андон. Этот 200-тысячный город (кстати, столица провинции Северная Кёнсан) примечателен тем, что здесь нет крупных промышленных предприятий, зато много рек, озер и поросших лесами гор. Это один из самых экологически чистых уголков Кореи. А еще Андон называют «столицей корейского духа». Отчасти это связано с его историей и бережным сохранением и культивированием древних традиций и обрядов.
В эпоху королевства Силла это был крупный центр буддизма, о чем напоминают разбросанные в окрестных горах монастыри и школы. С середины XIV века с активным внедрением в стране конфуцианства, как новой идеологии, местность стала наводняться конфуцианскими школами. В самую известную такую школу мы и заглянули. Конфуцианская школа Досан Совон (Dosan Seowon), основанная в 1574 году. К воротам комплекса ведет дорога вдоль обрыва над рекой. На дворе был конец октября и деревья выкрасились в яркие желтые и красные цвета. Красота неописуемая! Кстати, местные виды видимо потрясли не одного меня, раз пейзажи школы Досан Совон изображены на купюре в 1000 вон.
Но все же главная достопримечательность Андона – расположенная неподалеку фольклорная деревня Хахве. Туда мы с утра пораньше и отправились.
Здесь была королева
Хахве - самая известная, вернее раскрученная фольклорная деревня Кореи. Может потому, что в 1999 году здесь побывал еще один представитель британского престола – сама королева Елизавета.
Впрочем, популярность и известность деревня приобрела уже давно: здесь жили знаменитые конфуцианские ученые Геммам Рю Ун-Рён и Соэ Рю Сон-Рён.
Деревня Хахве удобно расположилась в живописном месте в излучине реки Нактон-ган. Кстати, название Хахве переводится, как «Река, огибающая деревню».
Благодаря природной изоляции (с трех сторон деревню окружает река, позади стоят горы) и благодаря случаю Хахве не сожгли во время войн, позволив сохранить в ней все как было раньше.
Несмотря на статус туристического центра, Хахве не была создана специально, чтобы развлекать туристов своими народными традициями и обычаями. В Хахве всегда жили люди, живут они тут и сейчас. Причем с первого взгляда живут действительно так, как в старину - в каменных и глиняных домах под соломенными и черепичными крышами, которые стоят за каменными заборами. Но при этом рядом с домом или во дворе стоят современные автомобили, а под соломенными крышами прячутся спутниковые антенны.
А еще в Хахве по сей день живут потомки тех конфуцианских ученых. С одним из таких потомков мы познакомились, заглянув в один домов на обед.
Хозяин – господин Рю и его жена – зарабатывают тем, что принимают туристов. Оба уже немолодые. Их дети и внуки живут в Сеуле, но как рассказал господин Рю, скоро свое дело и хозяйство он передаст старшему сыну. Традиции в Корее – дело святое.
Вообще, многие дома в Хахве используются как гостиницы, где любят останавливаться иностранные и местные туристы. Надо отметить, что проживание здесь недешевое. 8-местный номер стоит 100 тысяч вон (примерно 100 долларов). Есть еще 4-местные и 2-местыне номера. Об удобствах говорить не приходится. Из мебели в комнате только комод, куда убирают на день матрасы, используемые ночью вместо кроватей. Туалет и душ общий, кондиционеров нет. В некоторых комнатах правда есть телевизор. Питание – за отдельную плату. Обед в среднем стоит 25 тысяч вон.
Те жители, которые не сдают комнаты, как и раньше, занимаются сельским хозяйством. Хахве окружена полями, на которых выращиваются разнообразные овощи.
Сохранение таких деревень финансирует государство и местные власти. Обычно это ежегодная дотация в размере 4-5 млн. вон или компенсация на ремонт и поддержание домов.
Деревни Хахве и Яндон и раньше были популярными достопримечательностями, особенно среди самих корейцев. Но после их включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Корее рассчитывают на увеличение числа туристов и из-за рубежа. В том числе и из России.