19.04.2010. День 15. Вьентьян (Vientiane)
Население страны 6 млн. чел. Город Вьентьянь является самой маленькой столицей в юго-восточной Азии, здесь проживает 450 тыс. чел.
В 6:00 остановились в приграничной Тайской деревне Nong Khai. Всех высадили возле какой-то террасы с видом на р. Меконг и Мост Дружбы, соединяющий Таиланд и Лаос, это единственный мост между странами. 2/3 границы на всем протяжении между ними является река Меконг (Великая Азиатская река).
Сидя на террасе за столиком и любуясь на утренний Меконг, заполнили декларации. Снова в автобус и через 5 мин мы на Тайском пограничном переходе. При пересечении погранцы оторвали листок с въездным разрешением в эту страну, полученный при въезде в аэропорту Бангкока. Переехали Мост Дружбы и вот пограничный переход Лаоса. Русским респект, нам виза не нужна, фотка тоже, показали загранпаспорт, шлепнули печать и милости просим, проход бесплатный!!!
Через 20 мин мы во Вьентьяне. Автобус остановился на конечной, как оказалось недалеко от нашего геста, который был забронирован сутками ранее по инету с предоплатой 3.5 $. 2-местный стоит 17 $, без излишеств. В нем только 2 кровати, кондишен, на стене вешалка, одна табуретка и санузел с душем. Если сравнить, что почти за такую цену, но абсолютно иные условия нашего номера на Каосане, становится неприятно. Надо сказать, что гесты и хостелы, я уж не говорю об отелях во Вьентьяне относительно дорогие. Меньше чем за 25-30 $ более-менее приличный номер, со всеми необходимым минимумом трудно найти. Нам это не удалось ни по инету, ни здесь, где мы ради любопытства зашли в несколько гестов в нашей округе. Цены и комфорт везде одинаков. Если хотите с ТВ, холодильником, шкафом, столом готовьте 35 $ и больше. Ну да ладно, мы здесь не на долго. Без кондишена номер будет стоить 300 р. на наши деньги. Можно кстати и без него, если с деньгами уж совсем туго.
Продолжаю. В 9:00 мы в «Youth Inn 1 Guesthouse», расположенном на Fangum Rd. на пересечении Francois Ngin, первая линия к р. Меконг. Расположение хорошее, все рядом. Обменник, курс 1 $=8291 кип, или 1000кип = 3.6 руб. Поели. Взяли байк 70000=250руб сутки, заправили 3.5 л на 110 р (30000 кип). Вздремнули и в 14:00 спустившись на ресепшн, взяли карту города, отметили совместно с работником геста места нашего интереса и двинулись. Байк Suzuki 110 cc со скоростями, но без сцепления. Просто сбросил газ, а ногой переключил. Привык быстро.
Перечислю, что осмотрели, а это абсолютно все, что достойно внимания в самом городе. И не только осмотрели, но и посетили некоторые храмы, пофоткались, поснимали, прогулялись.
Храм, ступа Пха Луанг, главный национальный памятник, достопримечательность. Этот храм изображен на гербе страны.
Ват Пхра Кео, храм Си Нуан (1563 г).
Ступа без дверей Тат Дам, или Черная ступа (16 в).
Самый старый храм в столице Ват Си Сакет с 6840 маленькими буддами, стоящими в нишах стен.
Триумфальная арка (1958 г), или Анусавари- памятник революции.
Еще 2 монумента бывшим королям Лао.
Заехали на главный Вьентьянский рынок Талаат Сао.
В 18:30 вернулись домой. Как видите, 4 часов на моцике хватило на все.
20.04.2010. День16. Вьентьян (Будда Парк). Ванг Виенг. (Vang Vieng)
В 7:30 поехали смотреть Будда Парк, который находится в 28 км от столицы и в 5 км от Моста Дружбы, под которым надо проехать по пути в парк. Будда Парк это территория размером 150×150 м, на которой находятся десятки скульптур, изваяний, изображений Будд, Шивов, фантастических персонажей из индийского эпоса и еще каких-то индийских божеств. Они выполнены в стиле фэнтези и изображают сюжеты из буддийских, индийских и синдоизских сказок. Вход 5000×2 + фото и видео 3000×2, т. е. на двоих за все 58 руб. Хоть парк и маленький, мы там пробыли час, понравился своей необычностью и тихим уютом, людей практически не было.
Сдали байк, задержав срок сдачи на 30 мин. Было видно, как арендатор хотел намекнуть о какой-нибудь доплате. Я отшутился, он отдал паспорт и через 2 мин мы на ресепшене. Купили там же билет до деревни Vang Vieng, время отъезда 14:00 от нашего геста. Билет 40000×2 = 80000 или 288 р. на двоих! Запомните пожалуйста эту цифру!!!
Сейчас 11:30, пошли в номер сполоснулись, сдали ключи и пошли обедать. Пока шли, зашли в магазин сувениров, где я купил магниты 30000=108 руб и под золото маленькую статую лежащего Будды 10000=360 руб. Я в шоке, реально, сравните билет на двоих на автобус, который идет 4 часа, и какой-то магнитик. И это в нищей стране, где нет ничего кроме риса и фруктов. Нет моря, даже железных дорог. А у нас есть все, но такой рейс стоил бы не меньше 350 на одного. Пипец. В дальнейшем дешевизна в Лао кроме Вьентьяна, меня приятно удивляла и поражала. Обед 390 р, ели в итальянском ресторане, при этом я разлил на стол оранж джус, мне принесли второй и в счет не включили. Посадка на открытом пространстве набережной р. Меконг. Она интенсивно застраивается, по всей видимости отелями.
Автовокзала как такового нет. Тронулись в 14:10 и в 17:50 мы в дер. Ванг Виенг.
Уже на подъезде, смотря на изумительной красоты известняковые горы, напоминающие Гуйлинь (Китай) или Тамкок, Сапу (Вьетнам) и красный закат, поняли, нам здесь понравится.
Всех высадили в центре деревни, состоящей из одних отелей, гестов, увеселительных заведений на любой вкус, салонных услуг, турфирм, сервисных центров, разных забегаловок, визовых услуг, магазинов, авто и авиакасс по всем направлениям, кроме ж/д, т. к. уже сказано выше их в Лао нет. Ну просто второй Каосан роуд, как и он эта деревня является местом паломничества приезжающих в Лаос молодежи, путешественников.
Не мудрствуя лукаво зашли в первый же гест, пройдя 50 м и здесь же тормознулись. Номер огромный с двумя 2-спальными кроватями, кондишен, ТВ, стол, кресла, шифоньер, раздельный с/у и душ.
В номере яркий свет, что удивительно, т. к. в Азиатских гостиницах всегда тускловато. И внимание, номер стоит 80000 или 290р. Чисто и уютно. Холл совмещен с рестораном, где за столиком можно лежать на специальных тахтах. По соседству тур/ф, где мы на завтра оплатили тур-трекинг на весь день с включенным обедом. Цена, еще раз вытаращите глаза, 20 $ за 2х!!! Что входит: 2 пещерки, подземная река тоже в пещере, сплав на каяках 3 часа, 2 национальные деревни, ну и обед.
Маленькое дополнение к описанию Ванг Виенга. Улицы, особенно центральная широкие, народу в разы меньше чем на Каосане, скорее всего не сезон, ну и клево. Вечером начинают светиться многочисленные бары, кафе и дискотеки. Все раскайфованы, орут, шумят, поют, пьют, играют в бильярд, просто шарахаются без цели. У каждого второго в руках 3л ведерко с легким алкоголем и льдом и торчащей из него трубочкой.
Что же еще помимо красивых ландшафтов, трекинга по реке, экотуризма по джунглям и пещерам, дешивизны всех услуг, хорошего климата и какой-то умиротворенности этого места влечет сюда молодежь и не только? В Лаосе с наркотиками не так строго как в соседнем Таиланде. Ванг Вьенг это такой маленький Амстердам посреди живописных гор. Амстердам, потому что во многих кафешках вам могут предложить special menu где вы можете заказать «happy» shake, «happy» pizza и прочие «happy» блюда в которые по вашему желанию могут добавить марихуану, грибы или опиум. Но… Если вы все-таки захотите испытать новый expirience, будьте осторожны и постарайтесь не омрачить себе отдых!!! Каждый второй здесь подкайфован.
В 21:00 ужин и плюшки.
21.04.200. День 17. Деревня Ванг Виенг (Трекинг)
Утром позавтракали большими вкусными сэндвичами в соседней забегаловке, хозяйка которой очень улыбчива и приветливо обходительна. Как оказалось, закончила в 1983 г. институт в Минске. Сейчас ее сын в Москве на 3 курсе юрфака. По-русски говорит плохо, разучилась, больше понимает. В 9:30 загрузили каяки на крышу мини грузовика, и расположившись на сидушках, а нас 9 человек, двинулись вперед к приключениям и новым эмоциям.
Через 30 мин вылезли в дер. Там Сан посмотреть грот в скале, именуемый пещерой слона. Там на 3-метровой высоте небольшой с 1.5 м наплыв. Действительно похож на слона, можно различить даже бивни.
Прогулялись по небольшой деревушке с неказистыми, на сваях из пальмовых листьев и бамбука домами, правда кое-кто возводит и каменные строения. В деревне живут лао и акхо.
Подошли к реке, протекающей сначала снаружи, а потом уходящей через низкий свод внутрь скалы.
Возле дерева навалена куча тюбингов и больших надутых автомобильных камер. Всем выдали эти плавательные средства, аккумуляторы с фонариками как у шахтеров, краткий инструктаж и вперед. Передвижение лежа на спине, на животе аккумулятор, на голове каска с фонарем. Тянешь себя по веревке, протянутой по стене пещеры на расстоянии вытянутой руки над водой. Забавная и прикольная развлекаловка. Перебирая веревку, плывешь как в реке, только каменной. Свод то приближается, так что лежа на спине, касаешься его или сосулек сталактитов руками, порой даже используя их вместо веревки для отталкивания, то уходит вверх на 5-6 м. Догребли до места, где река вообще пропадает. Выплыли минут через 40.
После реки тут же классный хавчик на высокой веранде. Вторично прогулялись через деревню, сели в грузовик и поехали на заброс для сплава.
Через 30 мин еще одна деревенька, выгрузка каяков, получение касок, инструктаж, и мы погребли вниз по реке.
В каяках по 2 человека. Через минут 20 подплыли к месту, где по обеим сторонам реки находятся тарзанки и пивные бары. Их десятки, они тянутся на сотни и сотни метров по берегам реки. Со всех площадок орет музыка. Все прыгают, ныряют, просто купаются, пьют пиво. Провели здесь 1.5 часа. Я и Настя несколько раз прыгнули с этих высоченных захватывающих дух шатких строений из бамбука и веревок, называемых тарзанка. Один раз неудачно отпустил веревку, точнее перекладину и больно ударился о воду бочиной. Настя тоже не избежала такого жесткого шлепка о воду, только спиной. Кое-где прямо под траекторией пролета над водой торчат камни и весьма вероятна гарантия убиться если вдруг разожмешь не там где надо руки, или просто сорвешься с планки при рывке вниз. Безопасности и какой-то страховки ноль. Если бы не ограниченное время тура, здесь легко провести весь день.
Снова на весла и через 6 км, 1.5 часа мы пристали к берегу, от которого до нашего геста 10 мин. А я вчера и не понял, что деревня стоит на реке, приехали то уже под вечер. Сполоснулись и пошли смотреть закат.
Больше нам здесь нечего делать, по плану едем в Луанг Пробанг, это север страны. При наличии времени в этом приятном месте есть смысл задержаться на 2-3 дня и совершить еще какой-нибудь трекинг, просто побалдеть ничего неделыванием, очень красивые ландшафты и река. Также отсюда можно совершить поездку в провинцию Сиангкхуанг г. Пхонсаван к историко-археологическими памятникам страны. Это так называемая «Долина Кувшинов», одна из мировых загадок. Подробней о ней я написал чуть дальше. До автовокзала 3 км, на тук туке за 70 р. Время 18:00, автовокзал закрывается, и мы успели купить билет на проходящий из г. Вьентьяна автобус. Ориентировочное время его проезда 19:30, ему надо махнуть рукой, иначе может и не остановиться.
На туке вернулись в гест, договорившись, что в 19:00 он нас отвезет. Да, билет стоит 220000 за 2х = 790 р. Ехать 7 часов. В Л.П. из самого Ванг Виенга ходят 2 рейса в 9:00 и 10:00 и пара проходящих. Так что поехав ночным мы сэкономили день.
Итак, щас 18:20, мы собрали вещи и сели в уже ожидающий тук. Снова 70 р. и через 5 мин мы около автовокзала. Пока мы кушали, через дорогу на месте остановки автобуса дежурили 2 местных чела, которые узнав, что мы ждем автобус, с готовностью изъявили желание оказать нам такой добряк. Было приятно такому доброму участию. Правда, доверяй, но глаз не спускай, что мы и делали, уплетая вкусную еду. Только поели, и вот он автобус. Наставления о махании и остановке подтвердились, он чуть не проехал мимо. Автобус 2-этажный и …абсолютно пустой, т. е. вообще пустой. Это значит сюда, все 4 часа он ехал без единственного пассажира. Один нюанс, мы не нашли в интернете гестов в Л.П., очень мало предложений, вернее их всего 6 на разных сайтах и все одни и те же, да еще и заняты. В Л.П. должны приехать в 2:00, где будем ночевать, это вопрос.
22.04.2010. День18. Луангпрабанг (Luang Prabang)
Луангпрабанг. так пишут и называют его по-русски. Но на древнем лаосском, да и нынешнем языках он называется Луангпхрабанг — город в Лаосе. Он является административным центром провинции Луангпхрабанг, находится в центральной части на севере страны, на р. Меконг, в 425 км к северу от Вьентьяна, население около 50000 чел. Старое название города, Мыанг Суа. Он упоминается в связи с его покорением тайским принцем Кхун Ло в 698 г. на окраине государства Наньчжао. На протяжении своей истории Луангпхрабанг входил в государство Наньчжао в 6-9 в. Затем был завоеван и входил в состав Кхмерской империи. В 1353 г. стал столицей королевства Лан Санг. В 1707 г. государство Лан Санг прекратило существование и Луангпхрабанг стал центром независимого королевства. Когда французы заняли Лаос, город был признан королевской резиденцией «королевской столицей», потому что там находилась ставка короля Лаоса вплоть до образования Лаосской Демократической республики в 1975 г. В 1995 г. Луангпхрабанг внесен в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Он известен как крупнейший Культурно религиозный центр страны.
Дорога от Ванг Вьенга до ЛП кардинально отличалась от промежутка между Вьентьяном и Ванг Вьенгом. Расстояния почти одиноковы, но если мы от столицы до ВВ ехали не более 4 часов, то от ВВ до ЛП такой же километраж занял 7 часов. Там дорога на большинстве участков с хорошим покрытием была прямой или с плавными поворотами. После ВВ местность становится гористой и дорога полностью повторяет ландшафт, извиваясь крутыми поворотами, разворотами под 360 градусов, взбираясь на перевалы и спускаясь с них, прямых участков даже в 100-150 м почти нет. Одни зигзаги, от которых нас кидало из стороны в сторону, от чего покемарить было невозможно, как бы я не пытался расклиниться. К тому же, дорога очень узкая, до такой степени, что в некоторых местах, чтобы разъехаться приходилось останавливаться или потихонечку съезжать на отсутствующую придорожную полосу, к самому краю горы, обрыва. Хоть в такие мгновения и возникала теоретическая опасность, но мы об этом как-то и не задумывались, поэтому и не боялись. Ко всему прочему наши водители, а их было двое, ехали очень и очень аккуратно, молодцы. Правда их любовь к национальным фольклорным мотивам, играющих достаточно громко, утомляла. Дорожное покрытие изобиловало трещинами и неровностями, очень напоминая поверхность стиральной доски.
Ну наконец, мотыляние закончилось в 2:00, когда наш бас прибыл в ЛП на автовокзал. Да! А ведь предстоит обратный путь. Автовокзал представляет из себя небольшую асфальтированную площадку посреди которой абсолютно открытый павильон с крышей. Под ним ряды жестких сидений, тут же небольшое, кирпичное строение, именуемое кассой. Куда ехать неизвестно, т. к. ничего забронировать не успели. Поэтому дождаться утра решили здесь, на обдуваемом теплым ветерком пространстве, а утро вечера мудренее. Сам вокзал в 2-3 км от центра. Развесили на стульях постиранные перед самым отъездом из ВВ вещи и стали ждать утра. Кроме нас здесь еще было человек 8. Кто-то спал на сиденьях, кто-то в малюсеньких из противомоскитной сетки палатке, а один на багажнике грузовичка тук тука. Настя тоже умудрилась уснуть, растянувшись на сидушках, и даже похрапывала. Я не спал, только клевал головой. Рядом на бетонном полу что-то бормотала под нос древняя старушенция, обложившись кучей из сумок, пакетов, плетенных корзинок и клеток с цыплятами.
В 5:40 рассвело, мы сели в тук тук, и через 5 мин он высадил нас среди небольших 3-этажных антикварных домиков на пустынной улице, сказав, что это центр. На тротуаре сидело несколько чего-то ждущих человек европейского вида. А чего, или вернее кого мы увидели через 10 мин. Пока мы стояли возле этих людей, озираясь по сторонам и пытаясь определить начало нашего поиска пристанища, из улочек и поворотов начали появляться группы, процессии и вереницы людей в оранжевых одеяниях, туниках. Это монахи. А действо, которое совершается в ЛП называется «кормешка монахов». Именно их и ждали те люди на тротуаре.
В Л.П. около 50 храмов, и все улицы ранним утром окрашиваются в оранжевые цвета, когда их служители неторопливо заполняют пространство меж домов. У каждого в руке металлическая или плетенная чашечка, или маленькая кастрюлька, куда жители, туристы кладут какую-нибудь еду. В основном это рис, овощи и фрукты. Монахи, в большинстве своем, молодые люди от 15 до 25 лет. Религия предписывает каждому мужчине хотя бы несколько лет жизни отдать служению в монастыре. Даже нынешний король в молодости исполнил этот долг. Находясь здесь, складывается ощущение, что время остановилось когда-то давным-давно, и где каждое здание представляет какую-то ценность для религии и истории Лаоса. Тут очень тихо и умиротворенно. Машин и байков практически нет, гестов, семейных вилл и отелей очень много. Мы прошлись, осмотрели 5-6 шт. и остановились в одном за 130000 = 470р.
Большой номер с ТВ, холодильником, шкафом, столом, большим с/у и душем. Чисто.
Был номер за 180-200руб без ничего, с одним вентилятором.
В 7:30 заселились, вздремнули до 11:00, на ресепшене взяли карту. Поели, взяли на прокат велики, они здесь на каждом шагу и являются основным средством передвижения, заплатили за низ 145 р.
Время 13:00 и первое наше посещение это подъем по 328 ступенькам на Пхуси (Святой холм) с небольшой пагодой Том Чомси.
С нее открывается изумительный вид на весь городок. Он лежит в долине, в месте впадения р. Нам Кханг в р. Меконг. Вдали виднеется небольшой аэропорт с одной взлетной полосой и ни одного самолета. Правда в дальнейшем мы видели пару взлетов и посадок.
Посмотрели дворец, бывший когда-то королевской резиденцией. Сейчас в нем Национальный музей, он через дорогу от ступенек на холм Пхуси.
Катались, заходили в разные храмики, сидели в кафешке на высоком берегу р. Меконг, опять ехали по карте в разные храмики, просто смотрели на спокойную жизнь городка.
Сегодня невыносимая жарень, в глазах плавают круги, выпитая вода тут же выходит через кожу. Посмотрели одно из самых красивых из всех культовых сооружений Л.П. и один из самых обширных монастырей страны Ват Сьенг Тхонг, или «Город Золотого Храма» (1560 г). Это ценнейший памятник истории и культуры, украшен фресками и мозаикой. За вход заплатили 248 р.
Вспомнив, что автобусы в Лао редки, мы решили съездить на Северный автовокзал и купить билеты в г. Паксе (Pakse). По информации из инета с этого вокзала туда идет прямой рейс. До вокзала достаточно далеко, поэтому велики сцепили противоугонным тросом, оставив их там, где созрела мысль о билетах, т. е. на улице, прислонив к дому. Сев в тук тук через 10 мин мы на вокзале. Инфа оказалась ложной, прямого рейса нет, только с пересадкой во Вьентьяне. Решили ехать с Южного, того на который прибыли сюда, т. к. он намного ближе к нам. На том же туке до Южного, купили билеты на завтра 23/04, время 19:30, так же через Вьентьян.
Посмотрели резиденцию буддийского духовенства монастырь Ват Маи и поехали домой. Часть главной пешеходной улицы с 17:00 начинает превращаться в рынок, ярмарку, где торгуют сувенирами и всякими тряпками. Улица заалела от красных цветов, раскладных, переносных и разборных палаток павильонов. Эту часть улицы в этот промежуток времени перекрывают для проезда авто. Даже на велике невозможно протиснуться, все плотнячком. Его мы объехали по параллельной улице и в 18:30 зашли в номер. Хочу сказать, что городишко маленький и если его осматривать с самого утра, то до темноты за день весь можно объехать. Храмы небольшие, на каждый уйдет от 10 до 20мин.
Долина кувшинов (Провинция Хиенг Кхуанг, Xieng Khouang)
«Долина кувшинов — Долина джа» находится на северо-востоке Лаоса в р-не г. Пхонсаван (Phonsavan) провинции Xieng Khouang и подножья Аннамского хребта, разделяющего Лаос и Вьетнам. На самом деле таких долин, площадок около 60, и объединяет их всех один предмет домашней утвари, кувшин. Их тысячи, они разбросаны по большой территории. Кстати, такие кувшины обнаружены в Таиланде и в Северной Индии, но они гораздо лучше обследованы, поскольку их никто не бомбил и доступ не ограничивал. Здешние же места подвергались массированным бомбардировкам американских ВВС во время Вьетнамо-Американской войны и гражданской войны в Лаосе в 60-е — 70-е года прошлого столетия. На восточную часть страны и по всей ее границе было сброшено несметное количество бомб, даже больше, чем на сам Вьетнам, т. к. тропа Хо Ши Мина, проложенная северной армией Вьетнама с севера на юг, пролегала по большей части по приграничной территории Лаоса. Эта тропа, вернее сеть тропинок общей протяженностью 15000 км внесла огромнейший вклад в победу Вьетнама над Америкой. Она пролегала через джунгли, горы, болота, реки и являлась единственной артерией по доставке оружия, провианта и людской силы в помощь партизанам на юге Вьетнама. Многие из бомб остались не взорванными и представляют угрозу и по сей день. Во время войны кувшины использовались как бомбоубежища, что и обеспечивало пристальное к ним внимание со стороны ВВС янки. В связи с этим доступ открыт к трем группам кувшинов.
Теперь о них самих, что они из себя представляют. Больше всего они похожи на каменные ступы бабы Яги, они не известного происхождения, высотой от 1 до 3.5 м и диаметром 1 м, самый крупный из которых весит 6 тонн. Кувшины сделаны из камня таких пород, которые не встречаются в данной местности. О них мало что известно и они представляют истинную загадку для историков и археологов. Никто не знает откуда и как они сюда попали, кто и для чего их изготовил. Несомненно одно: возраст гигантских каменных изделий не менее 2500-3000лет. Самое доступное место Тханг Хай Хин. Здесь находится самый большой кувшин в долине. Все 3 доступных участка расположены неподалеку от г.Phonsavan. Участок № 1 в 10 км к юго- западу от города. Находится в р-не 3х холмов, не далеко от военного аэродрома. На этом участке сохранилась самая большая группа кувшинов, около 250шт. Вес самого крупного из низ 3.7тонн. Участок № 2 в 10 км к югу от города, на холмах возле деревни Сиенгди, 150кувшинов. Участок № 3 в 25 км к югу от города, здесь 90 шт.
Об этой долине я рассказал потому что мною рассматривалась возможность посетить это место. Доехать до Пхонсаван можно и от Ванг Вьенга и из Луангпхрабанга, расстояние одинаково. Но эту мысль пришлось отвергнуть ввиду крайне редкого и неудобного по времени расписания автобусов. Ехать от двух выше названных пунктов до долины около 7 часов. Один автобус в день, плюс от самого города до разрешенных участков тоже надо доехать, плюс время на осмотр. Из г. Пхонсанван также один утренний рейс. Получается, чтобы туда попасть надо затратить 3 суток. Это уже многовато и мы не вкладывались в сроки. Зато появился лишний повод при следующем посещении Таиланда или Вьетнама, а они обязательно будут, выделить 5-6 дней и специально приехать в деревню Ванг Вьенг, где нам очень вкатило, а отсюда съездить к кувшинам.
23.04.2010. День 19. Luang Prabang.
В 9:00 рент великов (144 р). Опять съездили к храму Ват Сьенг Тхонг (Город Золотых храмов) заснять то, что не получилось вчера, т. к. перестал выдвигаться объектив. Осмотр Ват Тат Луанг, это другой конец городка, ехать 10-15 мин. Здесь содержатся урны с пеплом королей и членов их семейств. Ват Мано Висум (Visoum) и Ват Ахам (Aham), проехали мимо рыночка Дала, даже не заглянув и зашли в еще парочку небольших храмиков, осмотр каждого из них 5-10 мин.
В 12:00 мы у себя, сдали велик. Чек аут в 12:30, но идти больше некуда и доплатив 120 р, мы остались в номере до 18:00.
На улице что вчера, что сегодня влажный душняк и жарища. Тук тук за 72 р. довез до Южного автовокзала и в 19:30 поехали во Вьентьян. Те же зигзаги и мотыляния до Ванг Вьенга, а после более приличная и ровная дорога до столицы, удалось пару часов поспать. По пути ночная остановка в придорожном кафе, где показываешь билет и тебя бесплатно кормят. В 7:00 мы в столице, дорога заняла 12 часов. Тут же в тук и за 144 р мы на Южном автовокзале, где купили билеты 720 р за двоих. И уже через 10 мин в 7:30 тронулись в г. Паксе (Pakse). Успели перекусить пянсе.
24.04.2010. День20. Дорога в Паксе (Pakse).
Дорога в отличии от предыдущей между Л.П. и Вьентьяном была прямой, т. к. проходила по равнинной местности, но не менее муторной. Автобус хоть и был 2-этажный, но намного хуже предыдущего в плане кресел и ходовки. К тому же опять заунывные и однообразные мотивы и клипы, снятые где-то на рисовых полях, обочинах дорог, пустырях и автовокзалах. Одни и те же картинки и мелодии с иногда меняющимися исполнителями на переднем плане. Сначала смеялись, но быстро надоело. А они все пели и пели. Очень часто останавливались. В 17:00 приехали в г. Savannakhet, он находится в 3 км от основной дороги, на границе с Таиландом на реке Меконг. Здесь произошла высадка пассажиров, а кому надо было в Паксе, тем выдали другой билет в обмен на предыдущий и показали автобус, который туда идет.
Это оказался ушатанный в конец, уставший местный труженик пенсионер, который по молодости когда-то наверняка знавал лучшие времена и был отличным басом. Но от былого у него остался более менее приличный внешний вид, а внутри все держалось на соплях, проволоках, веревках и скотче. Вырванные с корнем направляйки от дуек воздуха, которые не работали, висячие провода с плафонов, скособоченные и не работающие кресла с порванной обшивкой, грязные шторы на 2 крючках и завязанные в узел, изодранный прокопченный потолок и стены. На крыше этой чудо техники неимоверное количество мешков, тюков, ведер, ящиков, клеток с курами и утками галдящими всю дорогу. Все окна были открыты, оно и понятно, жарко, но во время езды гулял такой ужасный сквозняк, что мы даже подмерзли, и я мечтал не простудиться. Автобус забит битком, мы сидели на заднем последнем ряду. Хорошо, что хоть сесть удалось. Сиденья без обшивки, поролон разодран в хлам, жестковато, ноги, коленки упираются в спинку спереди. Многие сидели в проходе на маленьких пластиковых стульчиках, стойко перенося такие неудобства. Я убежден, они для них обычны. Но самое ужасное, это неимоверное количество остановок. Они происходят везде, возле каждого дома, курятника, сарая, рыночка, какой-нибудь остановочки, скрытой от глаз, на пустырях, да и просто так, чтобы переброситься парой фраз со знакомым. Во время таких остановок в автобус всегда заскакивали и довольно успешно протискивались в гущу пассажиров торгаши. Че только они не пихали: соки, рис, пянсе, фрукты, книжки, жвачку, сушеную вонючую рыбу, шашлычки, шпажки с большими жуками, лягушками, крысами, курицей и другой дребеденью. Другие тоже самое пытались продать через открытые окна, подсаживая друг друга на половину протискиваясь во внутрь. Приходилось отбиваться, выпихивать их обратно, а иногда даже и шлепнуть по лбу ладошкой. Представили картину? Думали сойдем с ума, прежде чем доберемся до этого недосягаемого города Паксе.
Но все когда-то заканчивается. И вот, в конце концов, после 26 часов как мы выехали из ЛП и примерно 1300 км этой незабываемой дороги, навсегда сохранившейся в моей памяти, мы приехали на автовокзал этого городка расположенного на юге Лаоса. Тук тук загрузил в себя 13 человек и через 10 мин и за 210 р. высадил нас в центре возле нашего хауза, в котором уже был забронирован номер за 325 р. Здесь же сразу купили на завтра билет за 432 р на двоих на 4000 островов. Это место на р. Меконг на границе с Камбоджей.
25.04.2010. День 21. Pakse — 4000 Islands.
Лаос наряду с Камбоджей и Вьетнамом с конца 19 века и по середину 20 века был французской колонией, точнее с 1893 по 1954 гг., и все это называлось Индокитай. Паксе был основан как административный центр в 1905 г. Население 64000 чел. Расположен на слиянии рек Меконг и Седонг. Сегодня он является столицей провинции Чампасак. Сам по себе особого интереса не представляет. Больше всего известен как исходная точка для посещения плато Болавен, руин кхмерского храма Ват Пу в Чампасаке, Сипандон (Si Phan Don) или 4000 островов.
Утром позавтракав, в 8:00 мы отправились к 4000 островам, или как их еще называют Сипандон. Они находятся в двух часах езды от Паксе по хорошей дороге. В этом месте Великий Меконг на 50-километровом отрезке, во время сезона дождей, достигает в ширину 14 км, самой большой на всем его 4350 км протяжении от Тибетского нагорья до впадения в Южно-Китайское море. В период сухих месяцев река мелеет и образует сотни, тысячи, если считать каждую отмель, островов и островков, деревьев и кустарников. Где-то читал, что их примерно 3400 шт, но округлили и называют цифру 4000. Самые большие из постоянно существующих это острова Дон Кхонг, Дон Детт и Дон Кхон. Между собой они соединены мостами и населены круглый год, что дает возможность познакомиться с необычной жизнью местных прибрежных деревень. На этих трех островах, из которых Don Khon является самым большим, куча гестхаузов, бунгальчиков. На нем же французы оставили коротенький и единственный в стране отрезок железной дороги со стоящим на нем вековой давности паровозиком.
Другими достопримечательностями Сипандона являются водопады и редкая разновидность речного дельфина ирравади.
Итак, через 2 часа нас доставили к реке, к лодкам, где всем заправляет лаосец-монополист, т. е. сращивает все пожелания туристов. Мест, откуда совершаются покатушки по Сипандону, полно, но, как я подозреваю, каждое турагентство или гостиница поставляет клиентов к своим лодочникам. Сговор, бизнес. Ночевать на каком-либо островке мы не собирались, наша задача посмотреть все за день и к вечеру вернуться в Паксе. Все, что мы наметили, самое стоящее, красивое, известное и раскрученное, расположено в разных частях реки, вниз по течению. Все эти точки разделяют естественные препятствия: водопады, пороги, каменные завалы. Поэтому все проплыть по реке разом не возможно. После торга, а он здесь один, без конкурентов, плата за двоих 1945 р. Изначально было озвучено 2500 р. Единственное, что нам останется сделать, это уже самим добраться от определенной точки где нас оставят, до Паксе. Сев в его минибас, нас с Настей привезли к речному причалу, если так можно выразиться, деревня Nakasang.
Это главная отправная точка по забросу народа на заселенные острова и для осмотра этого разливного, заливного района реке Меконг. И конкуренция. Посудите сами, на берегу десятки лодок и в 100 метрах от них, на улочке, остановка транспорта с которых пачками вываливаются туристы и гуськом идут к реке. А там где есть выбор, есть возможность найти дешевле. Но как отсюда уехать в Паксе, я не в курсе. Думаю, если сюда привозят, то и отвозят. В конце концов можно попроситься к кому-нибудь. За денежку и при наличии свободного места возьмут с удовольствием. Погрузка в плоскодонку и вперед вниз по реке к острову Don Khong, мимо всех этих островков, отмелей, затопленных деревьев, кустов, прибрежных деревенек. Видели переплывающих реку буйволов. По моей просьбе подплыли к ним очень близко и даже чуть сопровождали их, фотали и снимали. На острове Don Khong имеет смысл тормознуться на 2-3 дня. Взять велики, покататься по соединенным между собой трем островам, они довольно большие, купаться в Меконге или в водопадах, понаблюдать за местной жизнью, просто отдыхать и загорать, наслаждаться неторопливым расслабляющим времяпрепровождением, попивая что-нибудь.
Между прочим, здесь же можно купить билет на автобус в Камбо, Вьетнам, Тайланд. И будьте уверены, вас доставят прямо до баса.
Погуляли по деревне, посмотрели антикварный паровозик и по указателям пришли к водопаду LI Phi Falls.
Покупались, пофотались и назад в деревню, снова в бот и возвращение в Nakasang. Сели в минибас и через 10 мин мы у другого мощного, широкого и бурного водопада Khone Phapheng Falls. Впечатляет!
Снова в басик, 15 минут езды и опять мы на реке Меконг.
Пересадка в плоскодонку и плывем искать уникальных и редчайших речных дельфинов.
Иравадийский дельфин
В отличие от многих других представителей семейства дельфиновых, иравадийский дельфин (Orcaella brevirostris) находится под угрозой полного вымирания. Этих существ во всем мире насчитывается всего пара сотен. Живет в прибрежных водах Юго-Восточной Азии, от Мадраса до Бангкока, включая Бенгальский залив, Андаманское море, Сиамский залив. Речной подвид обитает в реке Иравади (Бирма), поднимаясь на 500—1700 км от ее устья, в Ганге, Меконге, а также на Малакке и Зондских островах. Вообще, иравадийский дельфин — существо весьма интересное. Долгое время считалось, что это единственный представитель семейства, который абсолютно лишен даже хоть какого-то подобия «клюва» (напомню, что клювом у дельфинов называют выступ на морде, образованный удлиненными челюстями). Кроме того, эти дельфины — одни из немногих китообразных, у которых шея может двигаться в разные стороны (у большинства представителей этой группы она полностью неподвижна). Эти дельфины живут мелкими группами по 3-5 особей.
Во время исследования территории дельфины поднимают голову из воды и вращаются, чтобы увидеть все, что их окружает. Плавают они довольно медленно, а при дыхании никогда не высовывают голову полностью. Именно поэтому их не так-то просто увидеть в дикой природе.
Известно, что иравадийские дельфины могут жить как в морской, так и в пресной воде. Однако некоторые популяции почти никогда не выходят далеко в море, и обитатели Меконга относятся именно к подобной «речной» форме. В то же время иравадийские дельфины, живущие около берегов Индонезии, почти никогда не заходят в реки. На основании этих данных биологи разделяют вид на два подвида — морской и пресноводный.
Рыбаки Юго-Восточной Азии очень любят иравадийского дельфина за то, что он помогает им загонять рыбу в сети. Причем замечено, что эти животные достаточно быстро запоминают места, где люди их ставят, и начинают сознательно гнать косяк рыб прямо в ловушку, зная наверняка, что сеть поможет его остановить. В позапрошлом веке чуть ли не каждая рыбацкая деревня на Индонезийском архипелаге имела свою «местную» стаю дельфинов, которые всегда подгоняли рыбу прямо к их сетям. Забавно, что иногда жители разных деревень даже подавали в суд на своих соседей, если тем удавалось переманить стаю на свой участок лова (хотя, если по справедливости, судиться надо было с дельфинами). Однако именно сетевое рыболовство и погубило в конце концов этот многочисленный вид. Дело в том, что в загонах рыбы в сеть принимала участие вся стая, в том числе, детеныши и подростки. Они, в отличие от взрослых, не всегда могли вовремя остановиться, поэтому часто запутывались в сетях и гибли. По данным на середину ХХ века, детская смертность во многих популяциях иравадийского дельфина достигала 60 процентов (что, видимо, и привело к катастрофическому снижению численности). А переход жителей этого региона на траловый лов обернулся для дельфинов катастрофой — показатель детской смертности в некоторых местах возрос до 80 процентов!
Возможно, также сыграло свою роковую роль и загрязнение морской и речной воды стоками с полей, содержащими токсичные для многих животных удобрения, которые усилились именно к концу прошлого века. Так, например, в пробах тканей некоторых погибших животных обнаружены высокие концентрации ртути, которая происходит, вероятно, из золотых мин, находящихся выше по течению реки. Что касается браконьерства, то оно, видимо, никак не повлияло на снижение численности этого вида, поскольку в большинстве стран региона иравадийский дельфин считается священным животным и местные жители его не трогают. (А неосторожные туристы, вздумавшие на них поохотиться, сильно рискуют — их за это и утопить могут.)
Для того чтобы их увидеть нам пришлось пересечь границу с Камбоджей, которая обозначена цементными пограничными столбами, торчащими из воды. А на берегу границу обозначает плетения из бамбука, заборы, изгороди, тянущиеся по берегу и уходящие в реку. Погранцов не видно вообще. Между странами существует договоренность о возможности обоюдного пересечения границы в этой области реки для наблюдения за дельфинами. Сначала приплыв, постояли в одном месте, потом в другом, пока не услышали фырканье, а потом и увидели 3 особи. Они серые, плавник не высокий, они не выпрыгивают, не резвятся, то ли от высокой температуры 28 градусов воды, то ли это их естественное поведение. Они просто плывут, слегка показывая морду и спину, и надолго ныряя, всплывают уже где-то совсем далеко, становясь практически невидимыми, обозначая свое появления кругами на воде.
Понаблюдав за дельфинами, вернулись на берег, сели в басик, на котором были доставлены до Veun Kham, это в 20 мин от границы с Камбо. Назвать это каким-то населенным пунктом не поворачивается язык. Скорее это полустанок, находящийся на главной дороге между Камбо и Лао. Но здесь есть гостиничный комплекс, состоящий из домиков с хорошими номерами, стоящими за белой каменной стеной на большой ухоженной территории. На ней стоит наш ЗИЛ-130.
Цена номера 360 р. Через дорогу пара 2-этажных домов и кафешка. Время 18:15, смеркает. Я постоял на дороге в надежде поймать какой-нибудь транспорт и доехать до нашего отеля в Паксе, ночевать здесь не хотелось. За 30 мин пронеслось 5 байков и все. Стемнело, выбора нет, остаемся. Поели в кафешке на 200 р. Хотел поесть толченной картошки с курицей, но так и не смог им объяснить, вернее они не хотели понимать. Английский не знают. Такого блюда у них в принципе не существует. Я даже брал картошку, мял ее руками, но каждый раз они приносили что-то другое. На третий раз съел, что дали, т. е. куринный суп, салат, пиво.
26.04.2010. День 22. Champasak-Чампасак
Надо сказать, что посещение 4000 островов по деньгам получилось несколько дороже, чем хотелось, но это потому, что нас привезли к одному человеку, занимающимся этим бизнесом и не было возможности найти других. За день осмотрели все, что здесь представляет интерес и зачем приезжают сюда туристы. А так, чтобы все срастить, надо тормозиться на острове и уже на месте искать, кто отвезет к дельфинам и к водопаду. Думаю, будет дешевле.
В 7:00 мы вышли из нашей придорожной гостиницы в местечке Veun Kham на дорогу и о чудо, тут же остановили микрик. В нем ехала приятная семейная пара, которая поторговавшись, взялась нас довести до Паксе за 360 р.
Когда ехали, остановились возле уличных торгашек, которые сразу же нас облепили, пихая со всех сторон шашлычки с жуками и т. д.
Милая пара довезла прямо до нашего геста. Всегда берите с собой визитки, кто знает куда вас забросит, а по ним хоть можно быстрее вернуться обратно. Наш гест «Lankham Hotel». Расположение хорошее. Рядом индийский, итальянский рестораны, несколько других местных недорогих забегаловок, есть другие отели, через дорогу турсервис с кучей туров, авто- и авиакассой, услугой по визам.
Заплатили еще за двое суток 648 р. Купили на завтра тур на плато Болавен (1 300 р за двоих).
Взяли байк (252 р) и поехали в г. Чампасак, который находится в 40 км к югу от Паксе. Здесь находится храмовый комплекс Wat Phu. Ват Пху, одно из самых интересных и в первую очередь достойных мест посещения в Лаосе. Он стоит на холме высотой 607 м. Храм построен на трех уровнях с длинным переходом, соединяющим их. Ват Пху являлся священным религиозным центром кхмеров-индуистов, поклонявшимся Шиве и возможно использовался для человеческих жертвоприношений. Именно здесь возникла столица огромной Кхмерской империи Ченла, задолго до появления Ангкорской империи. Первые постройки комплекса относятся к 6 в. н. э. Ангкор строили уже по образу Чампасака, или как он назывался в тот период г. Читраншел.
Через час езды свернули с трассы и еще после 2-3 км заехали в деревню Муанг, где происходит переправа на другой берег Меконга.
Плавательные средства, доставляющее людей, животных, технику, представляют собой длинные плоскодонки, долбленки скрепленные между собой, с мотором и площадкой для размещения груза.
Мы выбрали такое средство, состоящее из двух лодок, типа катамарана и вмещающего на себя 3 байка. Заехал по брошенной доске, и поехали, заплатив 36 р 12-летнему сыну паромщика. Кроме нашего мотоцикла на площадке еще 2 байка. Переплыв широкий Меконг, сразу же выехали в г. Чампасак, который иначе как деревней не назовешь.
Сразу же повернули налево и поехали по асфальтированной главной улице, вытянувшейся параллельно реке. Улица застроена одноэтажными неказистыми строениями, домами, лачугами. В дороге по городку случилось забавное знакомство, происшествие. Еще издалека мы услышали громкую музыку. Подъехав к ней, увидели свадьбу, чем-то напоминающей нашу деревенскую. Она почти на улице. Все просто: пластиковая мебель и большие аудио колонки, стоящие в микрогрузовике.
Увидев наш интерес, нас стали чуть ли не насильно приглашать, взяли за руки и повели. Посадили на стол, давай наливать алкоголь (у них кстати местная водка), накладывать еды. От водки я вежливо отказался, как они ее пьют в такую жару?! А вот еды немного поели, салат. Гуляющие подшофе, смешные. Посидели 15 мин. поехали дальше.
Через 11 км дорога поворачивает вправо, удаляясь от реки и закончившегося городка . Еще через 3 км упирается во вход в комплекс Ват Пху. Комплекс внесен в список ЮНЕСКО. Вход 216 р на двоих. На улице ужасно жарко и душно. Я даже опасался теплового удара. В связи с этим все строения осматривать отказался. Настя так вообще никуда не пошла, села под дерево в тенек и стала меня ждать. Походил на первом уровне, посмотрел на развалины, где шли реставрационные работы. Я точно не пойду дальше, здоровье дороже. Тем более после Ангкор Вата в Сием Рипе (Камбоджа), все остальные строения такого типа меркнут в сравнении с ним.
На обратке купили йогурт и воды. Кстати, йогурт в Лао очень вкусный и с ягодами, мы перепробовали 6-7 видов. Обратно переплавлялись на большом пароме, деревянная аппарель опускалась вручную двумя подростками методом перебирания цепной тали. На нем уместилось 8 авто и 5 байков. Кроме техники людскую массу составляли монахи, местные аборигены, туристы и торгашки со своими жуками. Я вклинился в компанию веселых лаосцев, пьющих пиво и снимающих ртом со шпажек жаренных, зачипсованых жуков. Меня угостили пивом и сигареткой, и смеясь пытались уговорить съесть это насекомое, наглядно с причмокиванием показывая как это делается.
На обратном пути съехали с дороги к какой-то реке и под мостом с удовольствием поплавали в чистой освежающей водичке. В 18:00 сдали байк. За день залил 4 л бензина по 10000 кип за литр, еще осталось.
27.04.2010. День 23. Плато Болавен.
Позавтракав, в 8:00 сели в подошедший микрик и поехали на Плато Болавен. С нами еще одна туристка, англичанка, которая по работе одно время жила в Японии, а сейчас во Вьетнаме в Ханое. Очень хороший и приятный человек.
Плато расположено в 35 км к востоку от Паксе и имеет среднюю высоту 600 м. Оно находится между долиной р. Меконг и горными цепями Аннамите, формирующими границу Лаоса с Вьетнамом и доминирующую над областями Champasak, Salavang, Sekong, Attapeu. Плато — древний памятник моно-кхмерской культуры, чьи архитектурные памятники только ждут своих открытий и исследователей. Это плодороднейший район, в котором жители из племени лавен выращивают ценнейший и один из лучших сортов кофе в мире. Здесь так же произрастают разные сорта фруктов, кардамон, чай и ротанговая пальма.
Дорога на плато идет медленно вверх, равнинная местность заканчивается, и начинаются джунгли. Многочисленные реки и речушки, сбегая с него во все направления, образуют десятки и сотни захватывающих водопадов, некоторые более 100 м высотой. Здесь проживает множество самобытных племен и народностей: алак, лавоэ, кату, нге, таой, суау.
Начало экскурсии началось с посещения небольшой частной фермы, плантации, где выращивают чай, кофе и немного фруктовых деревьев. Походили, посмотрели, нам показали весь процесс изготовления кофе и чая. Попили кофе, действительно очень ароматное, вкусное и дорогое.
Плавно и как-то незаметно оказавшись на самом верху плато, мы подъехали к самому высокому из всех водопаду. Он называется Tad Fane и падает двумя параллельными струями с высоты 130 м в круглое ущелье.
На фоне пышной растительности он выглядит великолепно. Со смотровой площадки не было видно дна ущелья и весь водопад не влезал в объектив.
Поэтому, недолго думая, мы пролезли под ограждением с табличкой, на которой нарисован череп с костями и надписью «опасно» (dangerous) и осторожно стали спускаться по еле угадываемой тропинке, проложенной по множествам корней деревьев и скользкой земляно-глинистой почве. Англичанка увязалась за нами. В один из моментов спуска подскользнувшись и потеряв равновесие, она чуть не лишилась фотика. Он упал и укатился по склону застряв в кустарниках. Пришлось лезть доставать. Спускались очень и очень осторожно, держась руками за ветки, корни и стволы. После, а уж тем более во время дождя сюда соваться просто самоубийство. Найдя хорошую, более менее ровную малюсенькую площадку, с которого водопад просматривается до самого его падения в ущелье, мы какое-то время любовались этим зрелищем. Так же аккуратно вылезли на верх.
Через 3 км подъехали к водопаду Tad Yuang. Красивое природное и ухоженное место с несколькими естественными бассейнами, образовавшихся в спокойных заводях среди каменистых берегов. Через речку переброшены мостики и проложены тропки ведущие к речке, беседкам и купальным местам. Мы с удовольствием покупались в чаше у подножия падающего водопада.
Следующее посещение — это аутентичная деревня Bane Kophoung, где живут народности алак, кату, нге. У них есть традиция, они изготавливают себе гроб при жизни. И он должен показать, или как-то охарактеризовать своего будущего «жильца». Поэтому они разного вида и конструкции — в форме быка, коровы, свиньи, лодки, домика и т. д. Их во множестве можно увидеть возле домов, которые представляют обычные для этого региона строения из бамбука и соломы, стоящие на высоких 3-метровых сваях. Под ногами красно-коричневый глинозем и бесчисленные канавы, образованные дождями. Еще эти народности знамениты своими ежегодными жертвоприношениями быков, и в этот день деревня становится центром живописной церемонии. Раньше женщины алак, кату, нге традиционно украшали лица тату, но сейчас это уходит в прошлое. Деревня безумно самобытна, множество свиней, собак, кур, уток, свободно бегают по глиноземным улочкам. Есть площадь, вся в канавах, ямах и буграх. Здесь-то и происходит празднование всех местных праздников. Поразило неимоверное количество детей от 3 до 14 лет, грязных, голожопых, голодраных, но абсолютно безмятежных и веселых.
При деревне есть школа, единственное более менее приличное деревянное строение. Когда мы туда зашли, там шел урок, который вели европейские студенты-волонтеры. Они учили английскому языку несколько детишек 10-12 летнего возраста. Все сидели на полу за одним общим, очень низким столом.
Обедали мы на большой крытой террасе у подножия другого не высокого, но широкого водопада Tad Lor.
Вся территория в зелени и лианах, много разных тропических ярких цветов. После обеда я устроил флора фото сессию.
Купаться не стали, потому что во время ожидания блюд прошел короткий, приличный ливень, и вода была грязновата.
По пути домой остановились в еще одной деревушке, где занимаются вышивкой и аппликацией бисером. Здесь тоже увидели несколько экстравагантных гробов.
В 17:00 прибыли в отель. Через дорогу в турсервисе купили на завтра билеты до Бангкока, отъезд в 15:30, прямо отсюда, с пересадкой на поезд в Таиланде г. Ubon Ratchatthani. Билеты на двоих 2125 р. Можно уехать в БКК и на другом автобусе, он отправляется в 8:30. Этот автобус круче. Билет стоит 500 000 кип = 1800 р на одного, едет без пересадок и в 5:30 прибывает в БКК. Наверняка есть и другие автобусы, отходящие от автовокзала, расположенного в 2 км от Паксе. В 8 км есть аэропорт.
28.04.10. День 24. Дорога в Бангкок.
Сегодня нам никуда не надо торопиться, поэтому мы спали до 9:00. Спокойно, неторопливо покушали. В 15:30 тронулись. В 16:00 прошли границу, где при выезде из Лао заплатили налог 20 000 кип = 72 р. Ну, а на тайской, как говорится «милости просим, нам ничего не надо». И вот буквально через 20 мин после границы случился армагеддон, которого ничто не предвещало. За окном ясная солнечная погода, и вдруг в течении 10 мин наступила ночь. Это огромная черная и необъятная туча закрыла солнце. Также поднялся ураганно шквальный ветер, разверзлись небеса и на землю обрушился водопад воды. Автобус через минуту остановился, ничего не видно, дворники не справляются, по дороге потекли реки с камнями. Потоки воды били по крыше с такой силой, что казалось она сейчас начнет прогибаться, или ее пробьет. На небе творится какое-то светомолниевое шоу, бьющее по горизонтали, по вертикали, паутинами, зигзагами, волнами и другими безумными рисунками. Все это сопровождается гаубично децибельными раскатами, автобус и окна дребезжат. Вдоль окон проносится мусор из листьев, соломы, песка, бамбука и всего, что плохо закреплено. Слева от нас, буквально в 30 м, в столб ЛЭП ударила молния, вызвав огромный фиолетово неоновый взрыв. Столб завалился, благо не на нас. А с правой стороны, прямо на глазах разрушился дом, предварительно сорвав крышу. А дом, кстати, был не бамбуковый, а наполовину камень с деревом. У всех реальная паника, даже мне стало неуютно. Я достал видеокамеру и стал снимать, чем вызвал еще большее волнение и неподдельный ужас, который читался в глазах тайцев или лаосцев, кто их там разберет. Они жестами показывали, что из-за камеры в нас может ударить молния. Такими же жестами и фразами я их успокоил, как мне показалось. Хотя они постоянно оглядывались и с переживанием следили за моим перемещением с одного борта к другому. Через 15 мин безумия все так же мгновенно закончилось, как и началось. Еще через пару минут поехали дальше. В 18:00 прибыли в город Убонратчатхани (Ubon Ratchatthani), где нас встретили, посадили в новенький джип Хайлюкс и привезли на ж/д вокзал. Поели, сели в поезд по билетам, выданными в Паксе, и тронулись в 19:30.