Южная Корея, как известно, расположена на Корейском полуострове. Но сами корейцы в шутку называют свою родину «Остров Корея», ведь попасть в Страну утренней свежести можно либо по воздуху, либо по морю. Но даже при этом путешествие по Корее можно совершить на … собственном автомобиле. Россию и Южную Корею связывает регулярное паромное сообщение. Судно компании DBS курсирует по маршруту Владивосток – Донгхэ (Корея) – Сакаиминато (Япония) – Донгхэ – Владивосток. И если в столицу Приморья паром приходит забитый автомобилями с корейскими номерами, то вот в Корею россияне на своих колесах едут пока неохотно. Я решил сам разобраться, насколько сложно совершить автопутешествие в Корею и сколько это будет стоить.
Итак, вы решили отправиться в Корею на своей машине. Оформить такой тур можно только в туркомпаниях Владивостока (Билетур, Лаки Турс, Фрегат Аэро, Владтурбизнес, Лагуна). Стоимость фрахта (провоз автомобиля туда и обратно) - 650 долларов (около 39000 рублей). В эту сумму входит проезд двух пассажиров. За каждого последующего пассажира, даже если это ребенок, придется доплатить 135 долларов (около 8000 рублей).
Следующий этап – оформление документов на временный ввоз/вывоз машины. Тут есть два варианта. Можно заняться этим самому и сэкономить деньги. А можно воспользоваться услугами таможенного брокера, который сделает всю работу за вас. От вас требуется лишь предоставить набор документов: паспорт российский и заграничный, международные водительские права и документы на машину (ПТС и СОРка).
Стоимость услуг брокера начинается от 3000 рублей. Плюс складские услуги при погрузке машины на паром (2500 рублей в одну сторону за машину весом до 3 тонн).
Во всей этой процедуре есть один минус: машину на таможенный склад вам необходимо поставить за два дня до отхода парома. А значит в эти два дня, если у вас нет другого автомобиля, придется походить пешком. По возвращении во Владивосток машину можно будет забрать на следующий день после прихода парома.
Во Владивосток паром приходит в понедельник днем, в среду в 14 часов уходит в Корею. По плану в четверг в 10 утра вы в Донгхэ. Но часто паром приходит с опозданием на два-три часа.
Немного расскажу о пароме. На линии Владивосток – Донгхэ – Сакаиминато курсирует грузопассажирский паром Eastern Dream.
На судне несколько типов кают. К категории VIP относятся President Room (3185$ за билет туда-обратно), Royal Suite Room (850$) и шесть двухместных кают Junior Suite (700$ туда-обратно). Под VIP классом подразумевается, что в каюте есть душ и туалет, холодильник, телевизор и еще кое-какие мелочи вроде тапочек, полотенца и зубной щетки.
В каютах 1 класса также есть свой санузел, но при этом рассчитаны они на 4 и 6 человек и спать здесь вам придется на полу. Цена – 445$ за поездку туда-обратно.
Каюты 2 класса уже без удобств, рассчитаны на размещение 2, 4 и 8 человек. При этом двух- и восьмиместные каюты с кроватями, а 4-местная с матрасами на полу. Стоит каюта 2 класса 385$.
Ну и, наконец, самый бюджетный вариант – эконом-класс (335$ туда-обратно). Три 12-местных каюты с размещением на полу и одна каюта с кроватями на 72 пассажира. Но это не рекорд.
Есть каюта на 92 (!) человека. Честно говоря, не заглядывал туда и потому не могу рассказать, как это все выглядит.
Питание на борту за отдельную плату. Завтрак стоит 7 тысяч вон, обед и ужин – от 8 до 9 тысяч. На завтрак я так ни разу и не попал и потому ничего не могу сказать про него. Обед и ужин представляют собой шведский стол с довольно скромным набором специфических блюд. Это, как правило, овощной суп, рис, различные овощи, кимчи и мясо со специями. По мне так этот набор не стоит почти 10 долларов.
Многие пассажиры в целях экономии запасаются сублимированной лапшой. Кипяток на судне бесплатный.
На судне есть пара магазинов (в том числе Duty Free), ночной клуб, караоке, бар и даже сауна. В общем, есть чем убить время.
По приходу в Донгхэ вы проходите пограничный и таможенный контроль и идете в соседнее здание в офис DBS Cruise Ferry оформлять машину. При этом на выходе вас уже, скорее всего, будет встречать корейский таможенный брокер. Вы подписываете необходимые бумаги и оплачиваете страховку автомобиля (стоимость зависит от длительности пребывания в Корее, водительского стажа и объема двигателя машины) и плату за оформление гарантийного письма (Customs guarantee fee). Все вместе выходит около 230-250 долларов. Также в порту Донгхэ необходимо оплатить терминальный сбор (около 2 долларов с человека).
С документами на руках идете на судно забирать машину. Вся процедура занимает не больше часа. Еще раз напомню, что в России на это уходят почти сутки.
Ну все, теперь можно отправляться в автопутешествие по Корее.
Бензин в Корее не дешевый. Литр стоит чуть больше 1500 вон (81 рубль) за литр. При этом на заправках всего два вида топлива - бензин и соляра.
Правда, как разобраться, где что я так и не понял. Придется объяснять заправщику (машины заправляет сотрудник АЗС) на пальцах, что вам нужен именно бензин.
А еще лучше перед путешествием распечатайте на корейском языке несколько выражений и слов, которые вам точно пригодятся в автопутешествии. Например, тот же «бензин». И когда подъедите к колонке, просто покажите эту бумажку и дайте деньги заправщику.
Качество топлива в Корее надеюсь хорошее. Не уверен точно, потому что наш RAV4 сразу после заправки начал как-то не очень хорошо себя вести. Мы списали это поведение именно на бензин. Но потом все нормализовалось. А вообще дам совет: перед поездкой заправьте свое авто до полного бака. Этого хватит вам как минимум на три-четыре дня путешествия.
И да, на каждой АЗС есть комфортабельный чистый туалет. А вот купить здесь какие-то перекусы нельзя. Для этого есть отдельные паркинги или придорожные магазины.
Корейские дороги - это сказка.
Даже в горных деревушках дороги ровные как бильярдный стол.
После наших ухабов и ям было как-то даже непривычно ездить за рулем. Но к хорошему быстро привыкаешь.
В Корее две категории дорог: национальные и платные скоростные хайвеи. Они, по сути, дублируют друг друга и в любую точку страны можно добраться и по бесплатной дороге. Преимущество скоростных автострад в том, что на них нет перекрестков и светофоров и разрешено ехать с более высокой скоростью.
Если честно, за три дня автопутешествия мы заплатили за проезд по хайвею всего один раз. Но не потому, что мы такие нечестные, а потому что так и не разобрались с оплатой проезда.
Как я понял, при въезде на хайвей стоят автоматы, в которых ты берешь талон, а затем на выезде оплачиваешь его кассиру в будке. Кстати, и автоматы, и будки стоят по левой стороне, что не очень удобно для обладателей праворульных машин.
На хайвеях через каждые 60 километров есть паркинги, где можно сходить в туалет, купить в магазине какие-то снэки, кофе или прохладительные напитки.
В провинции Канвон, по которой мы путешествовали, паркинги небольшие. На западе же страны парковки на центральных хайвеях - это маленькие города с кафе, магазинами, мотелями, небольшими парками, фонтанами и водопадами.
Еще по трассе периодически встречаются «кармашки» для авто. Это для уставших водителей, которые могут заехать сюда и немного вздремнуть. Вообще, о безопасности дорог здесь думают в первую очередь. На тех же скоростных дорогах ровное покрытие чередуется с неровным, на котором машина начинает вибрировать, а колеса издавать характерный гул. Это быстро приводит в тонус расслабившихся водителей, которые во время монотонной езды могут ненароком и уснуть за рулем.
Но больше всего меня поразила дорога в горных районах, где на особо опасных участках через каждые метров пятьдесят лежат стопочки мешков с песком.
Этот пункт для нас был самым сложным. Во всяком случае, первые два-три часа. С непривычки сложно было ориентироваться на дорогах. Пару раз мы чуть не проехали перекресток на красный свет и уже потом до нас дошло, что светофоры в Корее висят за перекрестком, а не перед ним, как в России.
В остальном все более менее просто. Движение в Корее правостороннее. Знаки привычные для нас. Нередко предупреждающие знаки и указатели дублируются в виде разметки на асфальте.
Есть правда и непривычные для нас обозначения. Например, на больших и загруженных автобанах можно увидеть крайнюю левую полосу, выкрашенную голубым цветом. Она предназначена для автобусов вместимостью свыше 36 человек и для спецтранспорта. Выезд легковых автомобилей на эту полосу запрещен и грозит штрафом.
На скоростных автострадах висят сразу два предупреждающих знака скоростного режима – верхний обозначает максимальную скорость движения, нижний – минимальную.
Мы всегда соблюдали предписанный скоростной режим, а вот корейцы нередко его нарушают. Впрочем, полиция на дороге не стоит, а все нарушения фиксируют видеокамеры и радары, о приближении к которым опять же оповещают дорожные знаки.
Также на трассе нередко можно увидеть установленные на столбах красно-синие мигалки, как на полицейских машинах.
Сперва мы не могли понять, для чего они нужны. Потому сообразили, что их задача – просто привлечь внимание водителей, предупредить, например, о том, что впереди поворот, ремонт дороги или случилось ДТП.
По Корее мы передвигались с местным навигатором. Можно кататься и по обычной карте, ориентируясь по указателям и номерам дорог.
Благо все указатели на трассах дублируются на английском языке. А вот в городах без навигатора, по моему мнению, уже не обойтись.
В пределах населенных пунктов движение, как правило, по полосам, а потому надо быть внимательным и вовремя перестроиться в нужный ряд.
В небольших городах нет проблем с парковками. Если же соберетесь ехать в Сеул, то лучше оставьте машину где-нибудь на окраине и передвигайтесь по городу на метро. Это и быстрее, и удобнее.
Обратил внимание, что размеченные парковочные места перед супермаркетами или ресторанами довольно узкие. И каждый раз, вылезая из машины, боялся задеть своей дверью соседнее авто. У корейцев, кстати, для таких случаев на дверях машины приклеены специальные «прокладки».
А еще в Корее на парковках можно встретить специальные места для женщин-водителей. Они немного шире «обычных» и обозначены розовым цветом.
Отдельно хочется сказать о местных водителях. Корейцы очень дисциплинированы на дороге. Не шныряют по полосам. А вот скоростной режим часто не соблюдают. Но возможно только там, где нет камер. Была пара моментов, которые заставили аплодировать в адрес местных водителей. На горном серпантине мы нагнали плетущийся грузовик. Дорога была однополосной и обгонять его мы не рискнули. В какой-то момент мы увидели, что грузовик включил правый поворот, хотя справа было ущелье и поворачивать вроде некуда. Проехав еще с минуту, грузовик вдруг включил левый поворот и через несколько секунд мимо нас по встречной полосе промчался автомобиль. Тут-то до нас и дошло, что таким образом водитель грузовика давал нам команды: правый поворотник – можно меня обгонять, левый – нельзя.
Еще в одном случае мы не успели перестроиться в крайнюю левую полосу, чтобы повернуть на перекрестке налево и перекрыли полосу машинам, которым можно было ехать прямо. Увидев это, одна машина слева проехала немного вперед, а вторая чуть сдала назад, освободив таким образом нам место в нужном ряду.
Даже когда мы сами по незнанию или невнимательности нарушали правила, никто нам не сигналил и тем более не орал в окно.
В Корее масса вариантов размещения. Есть дорогие отели и курорты, ценник за ночь в которых стартует от 200 долларов.
Очень много по всей стране недорогих мотелей. Корейцы любят на выходные отправиться всей семьей куда-нибудь к морю или в горы и нередко останавливаются в таких недорогих мотелях.
Для автопутешественников есть оборудованные кемпинги, где можно арендовать комфортабельные трейлеры или место под палатку.
При этом необязательно везти свою палатку, матрасы, коврики, одеяла и спальные мешки. Можно взять все это на месте напрокат.
Тут каждый решает сам. Зимой можно отправиться в провинцию Канвон, которая славится своими горнолыжными курортами – Alpensia, Phoenix Park, YongPyong, High 1 и др.
Сезон катания длится с ноября по март. Летом познавательные экскурсии по Корее можно совмещать с отдыхом на пляжах. Если вы отправитесь в путешествие с детьми, то просто не можете проехать мимо знаменитых парков развлечений Lotte World, Everland и Carribean Bay. Ну а если дорога приведет вас в Сеул, то обязательно нужно устроить грандиозный шопинг.
Из Донгхэ во Владивосток паром Eastern Dream отправляется в 14:00. Но машину нужно загнать на склад до 9 утра. По приезду в порт вы опять же идите в офис DBS, сдаете все бумаги, которые получали вначале. Затем досмотр машины (очень тщательный), после чего вы загоняете машину на паром. Вся процедура занимает не больше 30-40 минут. К тому времени паром еще на пути из Сакаиминато, а значит, есть два-три часа до посадки. Можно отправиться в какой-нибудь супермаркет купить подарки родственникам или друзьям. Такси по городу встанет вам примерно в 5-6 тысяч корейских вон.
У путешествия в Корею на своем автомобиле есть как плюсы, так и минусы. Если вы едите на несколько дней, то выгоднее арендовать машину непосредственно в Корее. А если вы хотите прокататься две или три недели по всей стране, отдохнуть на море или покататься на горных лыжах на одном из курортов, то тогда лучше поехать на своем автомобиле. Тем более, что как уже говорилось в начале, можно сэкономить на билетах на паром. А в машине можно провезти свое лыжное или туристическое оборудование. Но главное, что машина дает вам свободу. В любой момент можно изменить маршрут путешествия или продлить его. Тем более, без визы россияне могут находиться в Корее до 60 дней.
НА ЗАМЕТКУ
• Протяженность автомобильных дорог в Южной Корее — около 106 тыс. километров. С твердым покрытием — примерно 84 тыс. километров.
• В Корее ближний свет фар должен быть включен только в условиях плохой видимости и в ночное время.
• На скоростных магистралях все сидящие в автотранспорте пассажиры (передние и задние) должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
• Запрещается во время движения пользоваться телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
P.S. Ну и в заключение небольшой видеоотчет об автопутешествии по Корее и посещении национального парка Сораксан в провинции Канвон-до.