Сказки злачного места
В Данию мы прибыли на кораблике из Норвегии. Контраст с Осло стал заметен сразу: из-за обилия туристов с разных уголков земли возникла ассоциация с древним Вавилоном. Конечно, приезжих хватает во всех скандинавских странах, но почему-то в Копенгагене их особенно много. Как в Венеции в самый разгар сезона - июле-августе. Видимо из-за того, что в порту часто останавливаются круизные лайнеры со всех концов земли.
Первое впечатление, которое возникло у меня от датской столицы: не так давно здесь проходили какие-то боевые действия. Центр Копенгагена был перекопан, повсюду - всякие заграждения и предостерегающие знаки: туда ходить нельзя, там ведутся работы... Оказалось, что сейчас исторический центр датской столицы активно реставрируют.
Признаться честно, это несколько разочаровало. Хотелось посмотреть полную панораму города, составить о нем какое-то общее впечатление, но поначалу этого сделать не удалось.
Однако Копенгаген быстро реабилитировался в наших глазах после того, как мы побывали на набережной канала Нюхавн. У этого места потрясающая энергетика: каждому, кто сюда попадает, хочется танцевать, общаться с окружающими, радоваться жизни. Этому способствуют яркие разноцветные фасады домов, красивые старинные корабли, расположившиеся вдоль канала и шумные толпы туристов, оккупирующие здешние кафе и бары.
Нюхавн - старинное место, его построили в 1671 году, чтобы соединить город с морем. В трех из ярких домишек на набережной успел пожить, пожалуй, самый известный датчанин - сказочник Ганс Христиан Андерсен. В доме номер 18 теперь расположился музей писателя. Мы, конечно же, не могли обойти это место стороной. Именно тут я впервые узнала, что валюта Дании - это не евро, а датская крона, которая равна примерно 5 рублям. К счастью, в этой маленькой стране повсюду, даже в уличных сувенирных лавках, принимают банковские карточки, поэтому проблем с оплатой не возникло. Билет в музей обошелся около 40 крон.
Это место стоит посетить всем: и взрослым, и детям. Музей Андерсена небольшой по размеру, но такой уютный и теплый. Здесь, слушая неторопливые рассказы экскурсоводов о любимых персонажах сказочника: Кае и Герде, Оле Лукойе, стойком оловянном солдатике, начинаешь вспоминать лучшие моменты своего детства. В музее есть кабинет Андерсена, некоторые вещи, которые ему принадлежали: рабочий стол, кровать. Отдельного внимания заслуживает коллекция произведений сказочника и иллюстраций к ним. Незаметно для себя мы провели в музее почти два с половиной часа: настолько приятно оказалось предаваться воспоминаниям и разглядывать картинки в старинных книгах.
Где же рыба?
Когда мы вышли из музея на улицу, набережная канала стала еще более многолюдной, музыка к вечеру начала играть громче. Стало очевидно, что Нюхавн - одно из самых злачных мест Копенгагена, здесь прямо-таки витает дух другой «свободолюбивой» европейской столицы - Амстердама.
Именно на набережной Нюхавна впервые в Скандинавском государстве я увидела местную молодежь, свободно распивающую алкоголь на улице без всяких маскировочных пакетов. Повсюду прямо на асфальте сидели ребята, громко болтали, пили виски и вино, курили что-то отдаленно напоминающее папиросы. И это при этом, что назвать Копенгаген чистым городом сложно: на улице нередко можно встретить окурки и бумажки. Правда, стоит отдать должное местным уборщикам: они очищают асфальт от всех ненужных элементов очень быстро. И всё же, такой чистоты, как в Швеции, Норвегии или Финляндии, мы здесь не увидели.
Прогуливаясь мимо многочисленных кафе и баров, мы решили присоединиться к толпе ужинающих датчан и туристов. До поездки в Копенгаген я читала в путеводителях о том, что этот город во многом живет за счет рыбного промысла. В предвкушении чудесного ужина из морепродуктов я открыла меню и... не обнаружила в нем ни одного рыбного блюда. Естественно, я не поверила своим глазам и подозвала официанта, который подтвердил: морепродуктов и рыбы действительно нет, только мясные блюда. Разочарованные мы ушли в другое кафе, оттуда - в третье.. Нигде не было и намека на дары моря! И только в четвертом заведении нам повезло: в меню оказалась единственное рыбное блюдо - стейк из форели. Да, странные эти датчане: добывают рыбу в огромных количествах, а в ресторанах почему-то ее не подают. После Норвегии, Швеции и Дании, где в каждом кафе есть множество фирменных рыбных блюд, это показалось вдвойне удивительно.
Еще одна вещь, которая нас поразила, - многие датчане не знают, что такое шведский стол. Казалось бы, шведы, придумавшие такой замечательный способ кормить гостей, - их ближайшие соседи. Но нет, в кафе и ресторанах на наши вопросы о том, есть ли шведский стол, мы получали только недоуменные взгляды. Официантки и администраторы долго перешептывались, пытаясь понять, что мы от них хотим.
Ночь в парке
После ужина мы решили покататься на лодке по каналам ночного Копенгагена. Эта экскурсия стоимостью 5 евро оставила у меня одни из самых сильных впечатлений о городе. Кораблик с туристами в августе отходил каждые 15-20 минут от набережной Нюхавна. Такие поездки, по большей части, популярны днем. Однако мы решили отправиться на ночную экскурсию и ничуть об этом не пожалели. Во-первых, потому что корабль был полупустым и никто не мешал фотографировать окружающие пейзажи. А во-вторых, потому что ночью датская столица особенно красива. Старинные корабли и современные лайнеры красиво подсвечены иллюминацией, на симпатичных башенках города горят огни.
Очень красиво выглядела ночью и площадка с песочными фигурами, под светом прожекторов похожая на огромную пустыню посреди моря.
Дело в том, что летом в Копенгагене проходит фестиваль песчаных скульптур. Профессиональные скульпторы создают на площадке фестиваля целый сказочный мир: фигуры героев Андерсена, различных персонажей скандинавских мифов, драконов и динозавров. Глядя на эти огромные скульптуры, я задавалась одним вопросом: как они переносят дожди? Гид объяснила, что им не страшны никакие ветры и ливни: фигуры сделаны из песка с примесью глины.
С прогулки по каналам мы вернулись уже около 3-ёх часов ночи. Решили проигнорировать гостиницу и отправиться встречать рассвет в знаменитый парк развлечений «Тиволи», который расположился прямо в центре датской столицы.
Этот парк считается старейшим в Европе: его основал в 1843 мой коллега - журналист Георг Гастернсен. Мне кажется, с тех пор в старом свете не построили ничего лучше.
Тиволи невероятно красив как днем, так и ночью. Днем здесь приятно просто прогуляться по аллеям, а в темное время суток - полюбоваться шоу с подсветкой фонтанов на озере. В Тиволи стоит прийти с детьми, которые останутся в восторге от здешних аттракционов, но можно просто пойти погулять самим. На входе продают два вида билетов: одни - обычные входные, другие, подороже, дают право на посещение всех аттракционов парка.
Мы купили обычные входные билеты и зашли просто погулять. Однако так просто покинуть парк не получилось: в огромном концертном зале на территории «Тиволи» в тот день было выступление какой-то местной датской группы. Несмотря на то, что день был рабочий, внутри было очень многолюдно. Датская, немецкая и шведская молодежь танцевала по соседству с мужчинами и женщинами солидного возраста.
Меня удивило при этом, что взрослые отплясывали наравне с тинейджерами, представители разных национальностей общались между собой и сидели за столиками шумными компаниями. Мы познакомились там с норвежцами, провели с ними прекрасный вечер. Парк покинули только в 6 утра, при том, что «жизнь» в нем еще и не собиралась заканчиваться.
По историческим местам
На следующий день мы решили исследовать историческую часть города. По дороге в центр я отметила для себя еще одну схожую черту Копенгагена и Амстердама: обилие велосипедистов на дорогах. Повсюду в городе проложены велосипедные дорожки, а в особенно «напряженных» местах они выделены жирным ярко-голубым цветом. Вообще, в Дании велосипедисты - «священная корова». Если вы вдруг зазеваетесь на велосипедной дорожке и вас собьет кто-нибудь из водителей, можете быть уверены: прав будет он. Полицейский еще и оштрафует за то, что вы пересекли дорожку в неположенном месте. Кстати, в пользу велосипедистов зачастую решаются и их конфликты с автолюбителями.
Еще один приятный момент в Копенгагене - отсутствие уродливой наружной рекламы в исторической части города. После пестрых улиц Москвы или Владивостока это особенно бросается в глаза. Столицу Дании можно увидеть настоящей, без разных безвкусных украшений.
Первым историческим местом, которые попалось нам по пути, стало здание парламента Копенгагена. Это строение несколько выбивается из общей архитектуры города, потому что выполнено в классическом стиле и выглядит довольно мрачно. Но при этом, разглядывая своды здания, мы долго смеялись. Дело в том, что парламент украшают мощные статуи атлантов, лица которых выражают искренние страдания. Кто-то из атлантов держится за голову, кто-то пытается подавить в себе крик ужаса. Датские студенты, отдыхающие на ступеньках здания, поведали: эти скульптуры местные жители называют «статуями налогоплательщиков». Ведь налоги в Дании просто варварские: они, в зависимости от дохода, могут доходить до 67%.
После этого мы отправились на Ратушную площадь, главную и старейшую в Копенгагене. На самой площади интересно посмотреть здание Ратуши, сфотографироваться рядом с красивым фонтаном в центре, а потом - свернуть на бульвар имени Ганса Христиана Андерсена. На этой милой улочке есть памятник сказочнику, который мечтательно смотрит куда-то вдаль. Мне понравился красивый бульвар с зелеными насаждениями, но еще больше то факт, что он назван именем Андерсена. Всё-таки приятно, что одна из главных улиц города носит имя сказочника, а не какого-нибудь революционера.
Государство в государстве
С бульвара открывается вид на одно из самых красивых, на мой взгляд, зданий Копенгагена - церковь Христа Спасителя с винтовой лестницей на башне. Глядя на нее, вновь начинаешь вспоминать сказки Андерсена.
Однако пройдя чуть дальше от подножия башни, оказываешься в далеко не сказочной части датской столицы - районе «Христиания». Это совершенно уникальная часть города, ничего подобного я не встречала ни в одной европейской столице. Местные жители называют «Христианию» государством в государстве. Дело в том, что некоторые законы, действующие в Дании, на этой свободолюбивый район не распространяются. В Христиании легализованы легкие наркотики. А еще местные жители долго боролись за то, что им отменили плату за воду и электричество. Но с этим мэрия Копенгагена уже смириться не могла, и расходы на содержание жилища христианцам всё же пришлось взять на себя.
«Христиания» хороша известна хиппи всего мира: ее строили свободные художники, певцы, бродяги и торговцы наркотиками. Местный богемный дух мы ощутили сразу же, как вошли на огражденную территории района: в нос сразу ударил знакомый по Амстердамским кофейням запах марихуаны. Пройдя немного вперед, мы увидели обшарпанные домики, исписанные заборы и горы мусора возле дорог. Между домами здесь были натянуты гамаки, на которых отдыхали местные жители, потягивая траву.
Поначалу я чувствовала себя немного неуютно в «Христиании», но страх быстро прошел. Богемные обитатели района вовсе не агрессивны и никто из них не пытается «насильно» продать тебе какой-нибудь товар. Но, тем не менее, я ничуть не пожалела о том, что времени на осмотр достопримечательностей Христиании у нас особо не было.
Дело в том, что перед отъездом нам хотелось-таки взглянуть на главный символ Копенгагена - статую Русалочки на набережной.
Русалочку постоянно оккупируют толпы туристов, поэтому найти удачный момент и сфотографироваться с ней получается далеко не у всех. Тем не менее, мне это удалось: пришлось пробраться через мокрые и скользкие камни и встать практически прямо в воду. Я с удивлением узнала, что символом Копенгагена Русалочка стала не сразу. Поначалу датчане ее не любили и даже сносили статуе голову (как и многострадальной владивостокской русалке). Но со временем с романтичной скульптурой свыклись и стали использовать ее, как одну из главных туристических приманок Копенгагена - скандинавской столицы с таким свободолюбивым и совсем не северным менталитетом.