Существуют города, в которых обязательно хоть раз в жизни нужно побывать. Нью-Йорк, пожалуй, первый в этом списке. Феномен этого города не разгадан. Но он притягивает как магнит. И, наверное, нет ни одного человека на свете, которого бы Нью-Йорк оставил равнодушным.
Столица мира
Нью-Йорк был первым и последним пунктом в программе моего путешествия по США. Но первое знакомство ограничилось лишь аэропортом JFK (Джона Кеннеди). И вот после трех недель мотаний по городам и весям необъятной страны Америки, наш самолет вынырнул из облаков где-то над штатом Нью-Джерси – спальным районом огромного мегаполиса. Все пассажиры прильнули к иллюминатору…
Даже для самих американцев Нью-Йорк – особый город. Они и говорят, что Нью-Йорк – это самый неамериканский город в США. В свою очередь, иностранцы часто задаются вопросом: «Почему столица США Вашингтон, а не Нью-Йорк?» Потому что Нью-Йорк – столица мира», - будет ответ.
В справедливости обоих утверждений я убедился с первых минут пребывания в Нью-Йорке. Здесь не только другая жизнь, другая архитектура. Здесь другое все. Даже люди другие. Более пестрой публики я в Америке не видел нигде. А еще здесь собран весь этнический состав нашей необъятной планеты. Нью-Йорк по праву называют «плавильным котлом народов». На улицах кого только нет! Японцы, китайцы, латиносы, негры и, конечно, русские. Куда же без них…
Прогулки по Бродвею
Знающие люди сразу посоветовали мне: «Хочешь узнать этот город? Выйди на Бродвей и просто смешайся с толпой. И ты ощутишь, что такое Нью-Йорк».
Так я и поступил, тем более что мой отель как раз располагался в северной части Бродвея. Выйдя на улицу, я просто поплыл по течению. Нью-Йорк очаровал с первого мгновения. Не знаю почему. Вроде и ничего особенного – серые дома-коробки, нагромождение рекламы, шум на улицах. Но есть в этом хаосе какое-то очарование.
Нью-Йорк геометрически расчерчен идеально правильно. С севера на юг идут авеню, их под прямым углом пересекают стриты. И лишь Бродвей с севера на юг петляет, как ему задумается. Раньше это была большая индейская тропа, а индейцы не любили ходить по прямой.
На дорогах такое ощущение одни такси. Во всяком случае, в центре от желтого цвета просто рябит в глазах. Кстати, о такси. Шоферами здесь работают, как правило, иммигранты, а значит, не исключено, что дорогу ему вам придется показывать самому. С другой стороны, если таксист не черный, то наверняка перед вами наш бывший соотечественник.
На Бродвее вообще непонятно что творится. По улице двигаются машины, велорикши, лошади с каретами, мотоциклисты, велосипедисты. Видел и вовсе уникальное транспортное средство – смесь велосипеда с каруселью.
Самый яркий уголок Бродвея, да и всего Нью-Йорка – Таймс-Сквер (Times Square). Буйство красок и огней рекламы. На Таймс-Сквер кого только нет. Полно уличных художников, танцоров и музыкантов. Меня, например, просто обворожила музыка Анд в исполнении каких-то перуанских музыкантов. Неподалеку уличный музыкант-барабанщик демонстрирует свое мастерство на пустых баках. Тут же громко вещают какие-то проповедники-африканцы. Проходящих мимо прохожих развлекает Спайдермэн и Статуя свободы, предлагая сфотографироваться с собой. Туристы же щелкают колоритного полицейского на лошади. Тому в свою очередь такое внимание доставляет видимое удовольствие. Таймс-Сквер и прилегающие улочки это еще и рай для любителей шоппинга. Купить здесь можно все что угодно и по вполне доступным ценам.
После полуночи Таймс-Сквер и Бродвей пустеют. И тишину нарушают лишь вой сирен полицейских машин. То, что я видел в кино, теперь предстало в реальности.
Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…
В Нью-Йорке постоянно болит шея. Потому что приходится задирать голову. Приезжего туриста можно вычислить именно по задранной вверх голове.
Нью-Йорк – город небоскребов. Но среди всех есть небоскреб небоскребов, символ Манхэттена и Нью-Йорка – знаменитый Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building), расположенный на углу 5-й авеню и 34-й улицы. Сегодня это самое высокое здание в Нью-Йорке. Вместе с антенной его высота составляет 449 метров. На 86 этаже на высоте 340 метров есть открытая видовая площадка, с которой можно полюбоваться потрясающими видами Нью-Йорка.
Входной билет для взрослых стоит 16 долларов. И хотя в здании 73 лифта, для начала пришлось постоять в очереди. Народу на площадке не протолкнуться. Вид и вправду впечатляет. Правда, мне довелось полюбоваться лишь ночным Нью-Йорком. Днем, судя по рекламным проспектам, панорама не менее эффектна. Внутри здания расположен сувенирный магазин, где можно купить все что угодно: открытки, плакаты, календари, кепки, футболки с изображением символа Нью-Йорка. Я, например, купил настенный календарь с видами города. Из него же узнал и немало любопытных фактов о самом высоком небоскребе Нью-Йорка.
Уму не постижимо, как такую махину умудрились построить всего за 150 дней! За неделю строились примерно четыре с половиной этажа, а в наиболее интенсивный период за 10 дней были возведены 14 этажей. Когда 1 мая 1931 года состоялось официальное открытие Эмпайр Стейт Билдинг, то Соединенные Штаты Америки переживали эпоху экономической депрессии. Поэтому сдать удалось далеко не все помещения, а здание получило название «Пустой Стейт Билдинг» (Empty State Building). Прошло десять лет, пока все помещения, наконец, были сданы.
Поначалу слава у небоскрёба была весьма печальной, потому что он оказался очень привлекательным местом для самоубийц, причем первое произошло в 1933 году. В 1979 году мисс Элвита Адамс решила свести счеты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа. Но сильный ветер забросил незадачливую самоубийцу обратно, и она отделалась только переломом бедра.
Кстати, первая атака на нью-йоркские небоскребы произошла вовсе не в 2001 году, а 28 июля 1945 года. В тот день из-за плохой видимости в 79-й этаж здания врезался бомбардировщик В-25 «Митчелл». Погибли 14 человек, а ущерб составил один миллион долларов.
Еще одна популярная среди гостей города смотровая площадка называется Top of the Rock и расположена в 70-этажном небоскребе Рокфеллер-центра. При этом у Top of the Rock есть свое преимущество – здесь меньше очередей. Если у вас на посещение Нью-Йорка лишь два-три дня, то обидно тратить драгоценные часы на стояние в коридорах Empire State Building. А посмотреть на Нью-Йорк с высоты птичьего полета надо обязательно.
Само здание Рокфеллер-центра известно всем нам по фильмам - своим катком, главной рождественской елкой города и золотой фигурой Прометея.
Mamma Mia
В самом начале моего пребывания в Америке организаторы поинтересовались: какую культурную программу мы бы хотели в Нью-Йорке? Какие тут могут быть варианты? Было бы глупо не побывать в Нью-Йорке на Бродвейском мюзикле. На выбор предлагались разные постановки, но я, не задумываясь, выбрал мюзикл Mamma Mia.
Представление проходит в театре Cadillac Winter Garden. Билеты – от 20 долларов за стоячие места до 100 долларов в первых рядах. К началу представления в зале не было свободных мест. В конце зала стоит столик, за которым девушка разливает красное и белое вино. Стаканчик – 6 долларов. «Заправившись» перед представлением, публика занимает свои места. Первые минуты я был шокирован: сидящие передо мной зрители, как ни в чем не бывало, принялись грызть чипсы, хрустя пакетом на весь зал. Где-где, а в театре я такого не ожидал увидеть! Впрочем, совсем скоро шум стих. То ли чипсы закончились, то ли представление настолько захватило. В перерыве публика вновь ринулась к «барной стойке». Во втором отделении зрители чуть ли не пустились в пляс. Что не удивительно. Те, кто видел российскую постановку, наверняка испытывали те же чувства. В конце шоу весь зал встал и устроил актерам грандиозную овацию. Театр я покидал в легком шоке и в полном восторге. Теперь, слушая песни группы АВВА, я тут же вспоминаю Нью-Йорк.
Back in USSRКак человеку, рожденному в СССР, мне интересно было побывать в знаменитом районе Брайтон-Бич. Тем более что это место для меня было овеяно какой-то романтикой и легендами. Хотя такое восприятие сложилось исключительно на песнях Вилли Токарева, последнем фильме Леонида Гайдая («На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди») и книгах Довлатова.
И потому, несмотря на временной цейтнот, я все же рванул в южный Бруклин, где собственно и находится пляж Брайтон (именно так и переводится Brighton Beach). От Таймс-сквер ехать туда почти час, но это не так утомительно, поскольку на каком-то этапе поезд выныривает из подземелья и можно занять себя разглядыванием урбанистических ландшафтов.
Первое, что меня встретило по выходу на улицу – вывеска «Аптека Зукерман». Оглянулся по сторонам, повсюду вокруг привычная кириллица на вывесках. Кафе «Арбат», ресторан «Приморский», бар «Москва», «Мосвидеофильм», «Шашлычная», Дом книги «Санкт-Петербург».
Повсюду слышна русская речь, причем далеко не литературная. Правда, и русский язык имеет характерный одесский говорок. Не случайно значит, Брайтон-Бич зовут Маленькой Одессой. Окончательно ощущение того, что нахожусь в Америке, я потерял, заглянув в продуктовый магазин. Словно перенесся на машине времени лет на 20 назад. Магазин мне напомнил гастроном времен СССР. Разве что прилавки не пустуют. А так те же витрины, продавщицы в фартуках. Особенно умилили стоящие у стены деревянные бочки. В одной малосольные, в другой соленые огурчики, в третьей моченые яблочки, в четвертой квашеная капуста. Содержимое бочек уходит на ура.
А я лично в магазине купил себе бутылку пива … «Жигулевское». Настоящее, из Самары. Кроме него на витрине были представлены «Балтика» и «Золотая бочка». И ни одного представителя местного пивного производителя.
Обратно, домой, на Манхэттен я возвращался с двояким чувством – горького разочарования и радости. И по дороге вспомнил фразу, которая для американцев как девиз: «Ты стоишь ровно столько, сколько тебе платят». Те, кто чего-то добился, покидают Брайтон и селятся в более престижных районах. Здесь же живут неудачники. И если мне еще раз доведется побывать в Нью-Йорке, я не буду тратить время на поездку в Брайтон. Хотя там и есть то, ради чего ехать. Хотя бы пляж и Атлантический океан.
Метро
В Брайтон-Бич я добирался на метро. Американская подземка требует отдельного описания. О ней ходят разные легенды и даже страшилки. Богатые американцы даже гордятся тем, что никогда в жизни не бывали в метро. С другой стороны, это очень удобный вид транспорта. И в часы пик лучше всего воспользоваться именно подземкой. Кстати, на Брайтоне сабвэй уже превращается в «надземку». Прямо через центральную улицу идет эстакада метро и когда по ней проносится поезд, грохот стоит неимоверный.
Разобраться в хитросплетениях нью-йоркского метро без «пол-литра» невозможно. Сначала надо понять, в какую сторону собственно ехать – Downtown или Uptown. Поезда разных маршрутов могут ходить по одной линии, поэтому тут тоже надо быть внимательным. Кроме того, следует убедиться какой это поезд – local или express. Экспрессы останавливаются не на всех остановках. Внутри вагона можно встретить представителей всех слоев общества – от нищих и бомжей до солидных людей в цивильных костюмах. Кстати, уступать в вагоне место не принято. Особенно женщинам – сочтут за сексуальное домогательство.
Своя особая жизнь кипит и внутри подземки. На станциях полно музыкантов, попрошаек и нищих. Я, например, на станции Times Square стал свидетелем какого-то рэп-концерта и соревнования по брейк-дансу.
До встречи, Нью-Йорк!В последний день пребывания рано утром я отправился на экскурсию по Нью-Йорку. Метрополитен Опера. Рокфеллер Центр. Граунд Зеро (Ground Zero) – место, где стояли две башни Всемирного торгового центра.
Дождь лил как из ведра, но вскоре погода смилостивилась и подарила на прощание солнце, которого я не видел в предыдущие дни. И в ослепительно ярком свете Нью-Йорк предстал еще более очаровательным городом. Спускаясь вниз по Манхэттену я оказался в парке Бэттери (Battery Park).
В центре парка стоит каменная крепость Клинтона. От пирсов неподалеку отходят катера, доставляющие туристов на маленький островок Либерти (Liberty Island). Именно здесь и стоит главный символ Америки – статуя Свободы. С острова открывается захватывающие вид на небоскребы Даунтауна. Кстати, на многих рекламных буклетах, открытках и плакатах по-прежнему изображены башни Всемирного торгового центра. Только они слега размыты на фоне других зданий. Их нет, но они вместе с нами.
В том же парке Бэттери стоит временный монумент памяти событий 11 сентября – искореженный железный шар. На самом Граунд Зеро сейчас идет стройка. Скоро на месте бывших башен вырастут пять новых небоскребов. Кстати, удивило большое количество строек в центре города. Казалось бы, на Манхэттене совсем нет места. Однако сносят старые постройки и на их месте вырастают уходящие в небо деловые и офисные центры.
Увы, но время незаметно истекло, и пора было ехать в аэропорт. А ведь столько всего еще не успел сделать! Погулять по Централ парку, модным районам Сохо и Гринвич Виллидж, заглянуть в Чайнатаун, Маленькую Италию (Little Italy) и Гарлем (а почему бы и нет?), посидеть на крыльце Нью-Йоркской биржи на Уолл-Стрит, постоять на Бруклинском мосту, заглянуть в Метрополитен-музей и Музей Гуггенхайма. Впрочем, за три дня успеть увидеть все просто не возможно. А значит, есть повод вновь вернуться в этот удивительный и волшебный город.